«Новый полет на Солярис»: кто и зачем отправился сегодня на планету из фильма Тарковского

Уникальная «космическая станция» прибыла из России в Италию на двух грузовиках — 17 тонн металлических конструкций, которые предстояло собрать, как пазл. Выставка «Новый полет на Солярис» стартовала по расписанию, и ей аплодировала вся Флоренция. Выставку можно увидеть там до 28 августа, а позже она приедет и в Москву.

Город, где творили Микеланджело и Данте, украсить или удивить трудно, но Музею AZ это удалось. Выставка «Новый полет на Солярис» открылась в палаццо Сан-Фиренце — здании, где находятся музей и фонд другого знаменитого флорентийца, кинорежиссера Франко Дзеффирелли. Здесь же, во Флоренции, последние годы жизни провел и Андрей Тарковский.

Проект «Новый полет на Солярис» представили Музей Анатолия Зверева и Фонд Франко Дзеффирелли. Эта выставка — финал трилогии: первые две части, основанные на фильмах Тарковского «Сталкер» и «Андрей Рублев», прошли в Москве в 2016 и 2017 годах»

Экраны-иллюминаторы демонстрируют видеоинсталляции фильма Андрея Тарковского и художников советского авангарда, космическая станция разместилась в стенах флорентийского палаццо, тишину которого наполняет музыка Баха

В барочное пространство огромного зала «вписаны» столь узнаваемые интерьеры космической станции из «Соляриса»: художник-постановщик Геннадий Синев воссоздал их в виде трех нефов. И в цент­ральном из них место алтаря символично занял круг экрана — там демонстрируется видео-арт, основанный на редких материалах, связанных с творчеством Тарковского. А кос­мический корабль-храм наполнен работами его современников — советских художников-шестидесятников, ко­торых в СССР так же, как и Тарковского, не признавали, ломая судьбы и жизни. Но «рукописи не горят» — и Музей AZ, названный по имени «русского Матисса» Анатолия Зверева, поставил цель вернуть имена, наследие и значение создателей советского Ренессанса.

Выставка, как и фильм Тарковского, расширяет сознание, проясняет смыслы, связывает эпохи и вызывает на диалог о главном в своей собственной судьбе. О том, как искусство способно изменить жизнь, лучше всего спросить у директора Музея AZ Наталии Опалевой.

Пиппо Дзеффирелли (вице-президент Фонда Франко Дзеффирелли), Наталия Опалева (коллекционер и меценат, создательница Музея AZ) и актер Массимо Гини

Наталия Опалева и дизайнер Эрманно Шервино

Вице-президент банка, деловая и успешная женщина, как-то она купила на выставке в «Манеже» женский портрет Анатолия Зверева. А немногим позже познакомилась с той, кто изображен на картине, — другом художника, профес­сором ВГИКа Полиной Лобачевской.

Полина Лобачевская, автор и куратор проекта «Новый полет на Солярис»: «В фильме Тарковский разместил предметы и произведения, свидетельствующие о ценностях земных, достойных представлять нашу планету во Вселенной. «Троица» Андрея Рублева, картины Брейгеля-старшего, посмертные маски Пушкина и Бетховена, «Дон Кихот» Сервантеса, бюст Сократа… Это был личный, пристрастный выбор. Перед современниками Тарковского, художниками, которых мы назвали представителями советского Ренессанса, тоже остро стоял вопрос творческого самоопределения — и каждый из них предпочел свободное искусство. Мы верим, что их произведения дополнят такой, казалось бы, простой и чистый выбор Андрея Тарковского».

Лобачевская и подсказала идею создания музея Зверева и советских художников-нонконформистов.

Я принимала решение не очень долго, но это были серьезные размышления, ведь я понимала — жизнь изменится навсегда, — рассказывает Наталия Опалева. — Одно дело — в свое удовольствие собирать коллекцию, это только твои радости и разочарования. Создание музея — ответственность совсем другого рода. Это пуб­личность, постоянное доказательство себе самой и окру­жающим верности того, что делаешь. Но прошло уже четыре года, и я ни секунды не пожалела.

Палаццо Сан-Фиренце до недавнего времени был приютом Фемиды — там располагался трибунал. Сегодня это красивейшее здание в стиле позднего барокко занимает более подходящий владелец — Фонд Франко Дзеффирелли, который и предложил Музею AZ сделать совместный проект

Наталия любит выражение «мода на культуру». Ей нравится, что сегодня наблюдается настоящий музейный бум. Что она может поднять такие огромные проекты, как трилогия по Тарковскому, провоцировать фантазию своей команды, привлекать лучших специалистов. Она не ставит себя в ряд знаменитых русских меценатов начала ХХ века, которые в немалой степени определяли судьбы искусства, но по существу задуманного и сделанного уже таковой является. «Новый полет на Солярис» Опалева очень хочет показать в Москве. Говорит, нужно только найти правильную площадку, палаццо Сан-Фи­рен­це на родных просторах. Будем надеяться, что у Музея AZ снова все получится.

«Люди, которые придут на эту выставку, станут гражданами мира», — сказал на открытии Дарио Нарделла, мэр Флоренции


Источник