Человек и космос

Тут у нас много любителей космической темы и что-то вспомнилось мне, что сегодня тридцать пятая годовщина со дня катастрофы американского шаттла «Челленджера» на мысе Канаверал.

Я помню как это показывали в новостях, хотя была ребёнком. Их улыбающиеся лица и дымящуюся ракету.

Экипаж (в первом ряду слева направо): Майкл Смит, Фрэнсис Скоби, Роналд Макнейр; во втором ряду слева направо: Эллисон Онидзука, Криста Маколифф, Грегори Джарвис, Джудит Резник.

28 декабря 1986 года экипаж шаттла в составе 7 человек: командира Фрэнсиса Скоби (второй полёт), второго пилота Майкла Смит (первый полёт), а также Эллисона Онидзука (второй полёт), Джудит Резник (второй полёт), Роналда Макнейр (второй полёт), Грегори Джарвиса (первый полёт) и  учительницы Шэрон Маколифф (она выиграла право полететь в космос в конкурсе) отправился в свой последний путь.

«Челленджер» представлял собой шаттл многоразового использования, после выхода в космос он самостоятельно возвращался на Землю и совершал посадку как самолет на взлетно-посадочную полосу. Твердотопливные ускорители приводнялись на парашютах и затем использовались вновь, а внешний топливный бак сгорал в атмосфере. Шаттл должен был совершить десятую экспедицию.

Подготовка к полету в Космическом центре имени Линдона Джонсона.

Запуск, как это часто бывает, откладывался несколько раз из-за погодных условий. И после долгих дискуссий в ясное утро 28 января множество почетных гостей собралось на трибунах, чтобы проследить за запуском, а обычные американцы готовились увидеть его по телевидению.

Завтрак перед запуском космического корабля.

Погода была практически идеальной для старта: безоблачное небо, яркое солнце, слабый ветер. Однако в ночь перед запуском над космодромом прошла ледяная буря, в результате чего соединения и уплотнительные кольца на ускорителях переохладились и обледенели. Температура воздуха опускалась до рекордно низких отметок.

Специалисты NASA приступили к обследованию челнока на предмет возможности опасного обледенения. Было понятно, что лед, отделяясь во время взлета, может повредить огнеупорное покрытие «Челленджера». К слову, позже выяснилось, что один из инженеров, наблюдавший за действиями специалистов с помощью специальной телевизионной установки, позвонил в контрольную комиссию и настоятельно потребовал отложить старт корабля из-за опасной степени обледенения.

В 11 часов 38 минут «Челленджер» оторвался от земли. Сразу же после старта кинокамеры зафиксировали белый дымок, выходивший из стыка нижней и средней секций правого ускорителя. Уже позже, анализируя кадры, эксперты предположили, что это выходил водяной пар.

Поначалу все шло, как положено. Через 16 секунд после старта корабль повернулся и взял курс за пределы земной атмосферы.

«Челленджер» идет с ускорением», – сообщила контрольная комиссия через 52 сек после запуска.

«Идем с ускорением», – передал по радио капитан Скоби.

Буквально через мгновение повалил черный дым, а на 59-й секунде из челнока вырвалась струя пламени. Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте: образовалась постоянная щель, через которую прорвались продукты сгорания. Язык пламени достиг одной из распорок, фиксирующих ускоритель. Вскоре после того как «Челленджер» прошел точку максимального динамического давления, распорка прогорела, ускоритель повернулся, прорвал днище водородного бака топливного блока и повредил кислородный бак.

На 73-й секунде полета на высоте около 14 км произошел взрыв топливного бака. Корабль мгновенно разрушился. Со стороны это было похоже на взрыв всего корабля из-за того, что топливный бак и выливающаяся из него жидкость ярко полыхали, но по факту он просто развалился.

Для меня было ужасным открытием то, что экипаж не погиб сразу, кабину оторвало и люди были живы и вероятно в сознании, до удара о воду Атлантического океана на скорости 333 км.ч. через 2 минуты 45 секунд.

Вопреки распространённому мнению очень небольшое количество американцев видело крушение в прямом эфире. Большинство каналов прекратило трансляцию, чтобы показать запись в более удобное время (трагедия случилась в 11.39 по восточному времени, когда люди были на работе). Кабельное телевидение в то время было ещё не очень распространено, однако NASA организовала прямую трансляцию во многие школы, чтобы дети увидели старт первого астронавта-учителя. Бедные дети…

После трагедии впервые в истории США президент Рейган отложил своё ежегодное обращение и обратился к нации с другой речью, которая считается одной из лучших за время его президентства. 650 слов обращения завершились цитатой стихотворения «Высокий полёт» американского пилота Джона Гиллеспи Меджи-мл. (John Gillespie Magee Jr.), погибшего в 19 лет в результате столкновения в воздухе над Англией в 1941 г.

Я ускользнул из грубых пут Земли

В безмолвную святыню высоты,

Простер ладонь –

И тронул Божий лик.

Спасательная операция по розыску обломков продолжалась вплоть до марта 1986 г., когда были найдены обломки кабины экипажа с останками астронавтов.

Обломки «Челленджера», поднятые со дна Атлантического океана Береговой охраной Соединенных Штатов, на базе ВВС США на мысе Канаверал.

Через 10 лет трагедия снова напомнила о себе, когда океан вернул ещй две части шаттла в 20 милях южнее мыса Канаверал. Вновь найденные части были помещены в две заброшенные ракетные шахты с другими останками шаттла, которые насчитывают около 5000 штук и весят около 114 000 кг.

Специальная комиссия по расследованию катастрофы пришла к выводу, что её причиной послужили недостатки корпоративной культуры безопасности и процедуры принятия решений NASA. А если говорить прямо, то те, кто отдавал приказ осуществить старт в этот день, несмотря на многочисленные предупреждения инженеров о том, что запуск осуществлялся при температуре 2 градуса ниже нуля по Цельсию, в то время как рекомендованной температурой воздуха для взлётов является 11 и более градусов тепла. В общем, всё как у людей..

Памятник на Арлингтонском национальном кладбище.

После катастрофы «Челленджера» программа шаттлов была свернута на 32 месяца. Ряд астронавтов, выражая свое недоверие руководству NASA, покинули отряд.

Как там сказала мадам Собчак: «Но давайте будем честны: ни Юрий Гагарин, ни Нил Армстронг не захотели бы высадки другого космонавта на луну ради величия США или СССР. Они рисковали жизнью и мучались в центрифугах ради того, чтобы прославить свое имя в истории.»

Нет. Просто одни люди рискуют своей жизнью потому что у них есть настоящие ценности и высокие устремления. И зачастую гибнут из-за людей, у которых эти ценности и устремления сводятся к вещам гораздо более приземлённым.

Источники

https://www.history.com/news/5-things-you-might-not-know-about-the-challenger-shuttle-disaster

https://bigpicture.ru

https://www.gazeta.ru

Источник