Галина Вишневская. Острые высказывания.

«Я и вообразить себе не могла численность господствующего класса в Советском Союзе.
Часто, стоя в Георгиевском зале Кремлевского дворца у банкетного стола, заваленного метровыми осетрами, лоснящимися окороками, зернистой икрой, и поднимая со всеми вместе хрустальный бокал за счастливую жизнь советского народа, я с любопытством рассматривала оплывшие, обрюзгшие физиономии самоизбранных руководителей государства, усердно жующих, истово уничтожающих все эти великолепные натюрморты.
Я вспоминала свои недавние скитания по огромной стране, с ее чудовищным бытом, непролазной грязью и невообразимо низким, буквально нищенским уровнем жизни народа, и невольно думала, что эти опьяненные властью, самодовольные, отупевшие от еды и питья люди, в сущности, живут в другом государстве, построенном ими для себя, для многотысячной орды, внутри завоеванной России, эксплуатируя на свою потребу ее нищий обозленный народ.
У них свои закрытые продовольственные и промтоварные магазины, портняжные и сапожные мастерские, со здоровенными вышибалами-охранниками в дверях, где всё самого высокого качества и по ценам намного ниже официальных цен для народа. Они живут в великолепных бесплатных квартирах и дачах с целым штатом прислуги, у всех машины с шофером, и не только для них, но и для членов семей.
К их услугам бывшие царские дворцы в Крыму и на Кавказе, превращенные специально для них в санатории, свои больницы, дома отдыха…
В собственном «внутреннем государстве» есть всё. Искренне уверовав в свою божественную исключительность, они надменно, брезгливо не смешиваются с жизнью советских смердов, надежно отгородившись от них высокими непроницаемыми заборами государственных дач.
В театрах для них отдельные ложи со специальным выходом на улицу, и даже в антрактах они не выходят в фойе, чтоб не унизиться до общения с рабами».
(Г.П. Вишневская (1926-2012) «Галина. История жизни». 1984 г.)

Немного из биографии:
» Мать Галины Павловны Зинаида Антоновна Иванова (1906-1950 гг.) происходила из польско-цыганского рода. По природе она была певицей, играла на гитаре, что передалось по наследству дочери. Оказавшись в Кронштадте у бабушки из-за развода матери с мужем, который не являлся отцом Галины, девочка стала пробовать свой голос, поставленный от природы.
… в 1942 году, когда Галина осталась одна, в квартиру случайно заглянула комиссия по поискам живых людей. Это спасло жизнь 16 летней девушке, которой дали возможность поступить в женский отряд ПВО. В годы военной службы молодая певица принимала активное участие в военных концертах, проводимых в фортах Кронштадта, на кораблях, на площадках возле землянок.

Пение под оркестр в страшные годы войны не только помогло будущей оперной солистке укрепить свой дух и выдержать блокаду, но и развить в дальнейшем вокальные и артистические способности. После окончания ленинградской Музыкальной школы для взрослых им. Николая Андреевича Римского-Корсакова в 1944 г. Галина пела в хоре театра оперетты. Поступив в филармонию Ленинграда через три года, артистка чередовала классическое пение и эстрадное, обучаясь с 1951 г. у восьмидесятилетнего педагога В.Н. Гариной.

Личная жизнь.
В свой первый непродолжительный брак артистка вступила в 17 лет. В 1944 г. она встретила моряка, но через 4 месяца они развелись. Галина до конца дней осталась с его звучной фамилией.

Через 2 года на Вишневской женился директор Театра оперы города Ленинграда Марк Рубин, по возрасту старше Галины на 22 года. Первым ребенком Вишневской был сын Илья, который умер младенцем. Тяжелая супружеская жизнь Галины завершилась разводом спустя 10 лет после знакомства певицы с известным дирижером Мстиславом Ростроповичем.

Встреча талантливых людей стала последней для двоих. В 1955 г. они стали супругами официально. Музыканты произвели на свет двух дочерей, назвав их Ольгой и Еленой. Счастливо прожив вместе 52 года, они часто выступали вместе, гастролируя по миру. История любви звездной пары описана в документальном фильме «Двое в мире. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович», вышедшим на экраны в 2009 году после смерти известного виолончелиста (27 марта 1927 — 27 апреля 2007).»

В течение 20 лет певица занималась преподавательской деятельностью. Учредив в 2002 г. в Москве Центр оперного пения Галины Вишневской, певица была его руководителем. 

Цитаты:
«Отдельная квартира! Пожить без соседей, вырваться из окаянной коммуны — предел мечтаний любого советского человека. Мотаясь по правительственным банкетам, конечно, я могла ее выпросить у кого-то из вождей, чокаясь с ними рюмкой водки. Но я скорее бы откусила себе язык, чем унизилась до попрошайничества у надменных истуканов, и все ждала, что театр предоставит мне какое-нибудь жилье: дирекции было известно, в каких условиях я живу. Но вечный жилищный кризис в стране привел к тому, что даже в Большом театре, принимая артистов на работу, их предупреждают, что жилплощадью театр не обеспечивает. Да кто же тогда, черт возьми, обеспечивает? Ведь частников нет — все принадлежит государству! А вот крутись, как хочешь: заводи нужные знакомства, давай взятку или плати натурой, то есть попросту переспи с кем нужно. Когда-то дирекция имела возможность обращаться с просьбами лично к Сталину — к Хозяину, теперь же впереди уже маячило какое-то коллективное руководство, а там поди разберись, у кого выпрашивать жилье для вновь поступающих солистов, да новому правительству было и не до театра — там шла борьба за власть. Поэтому в Большом театре вплоть до конца шестидесятых годов было общежитие, где молодые солисты оперы и балета годами жили по нескольку человек в одной комнате. Если принимали в театр молодую супружескую пару, то муж жил в общей комнате для мужчин, а жена — в общей комнате для женщин. Естественно, что брак часто кончался разводом. Из-за вечной жилищной проблемы в театре много искалеченных жизней: не имея в молодости своего угла, женщина не могла выйти замуж, иметь семью, детей.»

«В дореволюционной России в любой средней, материально обеспеченной семье детей учили музыке и обязательно — иностранному языку. Это входило в общее образование ребенка. В домах часто собирались для музицирования. Вне зависимости от возраста человек мог посещать платные частные студии известных артистов для занятий живописью, скульптурой, пением — не для того, чтобы обязательно стать профессионалом, а для удовлетворения своих духовных запросов, для общего культурного развития. Чтобы научиться понимать искусство и получать от него удовольствие. Случалось, что подобные занятия открывали вдруг в человеке такие творческие возможности, о которых он и не подозревал раньше. Знаменитая русская певица Антонина Нежданова была провинциальной учительницей и начала свою певческую карьеру после 30 лет. А великий русский тенор Леонид Собинов был юристом. В деревнях же музыкальное развитие детей шло через церковь. Обязательно посещая с родителями службы, слушая там хоровое пение, дети рано начинали проявлять свои природные певческие, музыкальные данные и шли петь в церковный хор. Окормляясь духовно через красоту и возвышенность православных молитвенных песнопений, через слово, обращенное к Богу, дети интуитивно стремились в мир прекрасного и, что так важно для искусства, с детства приучались в пении эмоционально раскрываться, не стесняясь большого скопления народа. Через церковные хоры прошли почти все великие певцы России.»

«Часто, сидя в ложе и слушая какой-нибудь спектакль, я наблюдала за публикой в зале: какие усталые, бессмысленные лица! Никакой заинтересованности в том, что происходит на сцене. Не аплодируют артистам. Им это искусство не нужно. Отсутствие в театре культурно подготовленной публики привело к ненужности выдающихся дирижеров, выдающихся вокалистов. Публика не понимает, не различает, кто дирижирует сегодня, а кто дирижировал вчера. Она не ощущает качества. Как же должен выкладываться артист на сцене, чтобы встряхнуть этого замотанного, не заинтересованного ни в чем человека и заставить его слушать спектакль, сопереживать! Поэтому главным в опере стала не музыка, а слова, выговариваемые в сопровождении музыки, чтобы донести смысл, содержание спектакля. Отсюда и драматизация советского искусства, преувеличенные эмоции, утрированное слово, жест, форсирование голосов. Все должно быть сильнее, чем нужно, иначе публика тебя не понимает. Когда советские певцы выезжают за рубеж, их часто критикуют за внутренний напор, преувеличенность игры, за резкость голосов, за отсутствие в пении кантилены, вокальной музыкальной фразировки. Но это — наш стиль, это стиль советского театра. Не случайно в России так мало исполняется музыка Вивальди, Генделя, Гайдна; не ставят опер Моцарта, и за все двадцать два года, что я пела в Большом театре, только «Свадьба Фигаро» шла на этой сцене. Потому что слушать такую чистую музыку нужно не с натянутыми до предела нервами и партийным выговором в мозгах, а спокойно сидя в кресле, отдавшись блаженству восприятия вечной красоты.»

«В какой бы прокопченной землянке или убогом, разбитом клубе мы ни выступали — всегда за полтора часа до начала спектакля артисты начинали гримироваться и одеваться столь же тщательным образом, как если бы им предстояло выходить на самую блистательную из сцен…

Здесь я поняла, что искусство — не кринолины, не сказочно-счастливые короли и королевы, а тяжелый, изнурительный труд. И если хочешь быть большой актрисой, надо быть готовой ко многим, многим жертвам.»

О женщинах:
«
Я убеждена, что женщине, чтобы блестяще выглядеть всю жизнь, нужен хороший, надежный муж, которым она могла бы гордиться и ходить с высоко поднятой головой.»
«Самое главное — это не давать воли отчаянию.»
«Если ты хочешь совершить какой-нибудь поступок, то, сначала подумай — ты хочешь подниматься вверх или падать вниз.»
«Темперамент — это умение себя сдерживать.»

О себе:
«Родители вместе не жили, воспитывала меня бабушка и ласково называла «сироткой». Перед глазами постоянно были пьянство, улица. Вот именно поэтому я изо всех сил и старалась не повторить неприятный опыт.Когда завела семью, детей своих стала воспитывать совсем по-другому. Дочери — самые близкие мои люди. Им я могу сказать абсолютно все и больше никому. Меня очень изменил мой муж. Ведь у Славы была другая семья.Отец и мать — музыканты, они его очень любили. Слава жил в других условиях. С ним я стала более мягкой женщиной. А до нашей встречи была резкая, иногда даже грубая.Это все из трудного детства, из одиночества, из войны. Я же в блокаду в Ленинграде осталась одна. Бабушка умерла, меня нашли еле живую. Надо было выживать, бороться во что бы то ни стало!
Помогли мечты. Я представляла себе, как кончится война и как я буду петь на сцене.»

Источник