Помню, что в прошлом году искала инсту Николая Цискаридзе и ничего не нашла, кроме довольно бодренького фанатского аккаунта. А сегодня зашла в посте речь про Изумрудовну – и мне подсказали, что Николай в инсте уже есть. И правда – с мая этого года Цискаридзе ведет свою инсту в своем неповторимом стиле. Она пока без синей галки, но стиль ни с кем не спутаешь. Поскольку Николая всегда интересно обсуждать, делюсь некоторыми постами. В основном он пишет про кино или книги, а также своих учителей и кумиров. Но иногда сводит счеты и интригует. Не без этого). В обратной хронологии)
Le prince Désiré
#дневникбольшого
⠀
Вчера свой пост я закончил словами, что в природе после кромешной тьмы наступает рассвет! Я всегда в это верил и верю.
К сожалению, иногда период тьмы затягивается.., но тем радостнее СВЕТ!
Я много рассказывал, что принц Дезире — моя самая любимая партия. На мою долю выпало особое признание в этой роли. Никогда и никто после Николая Фадеечева не получал такую безоговорочно высокую оценку от своих великих коллег. Все вариации в этом спектакле для меня были наслаждением, упоение танцем.
⠀
Но вот именно вылет в сцене борьбы добра со злом был для меня особенно дорог, я с нетерпением ждал именно этот момент. Сначала пролёт на лодке с феей Сирени по авансцене, а затем после мрачной темы Карабос в оркестре возникает волнительная тема Сирени и дальше принц Дезире летит на тему, которую исполняют трубы!!! Прорывая своим звуком пространство, как вестник победы добра над злом и мраком!!! Я ждал этот вылет, чтобы за 3 прыжка перелететь всю сцену родного Большого, потом за 2 вернуться на другую сторону и, набрав силу и скорость, снова улететь, карать тьму! Нести свет и жизнь!!!
⠀
Я много раз рассказывал, что Николай — победитель народов. Ника — победа.
Цискари — первая звезда или заря.
Принцессу в Спящей красавице зовут — Aurore (Заря). А перед рассветом — всегда появляется Заря!!! Как корабль назовёшь, так он и поплывет!
Никакая Карабос остановить не сможет ЦИСКАРИДЗЕ — ДЕЗИРЕ!
Порода и Стиль
⠀
Есть артисты, с которыми бесполезно говорить о стиле или музыкальности. Логике мизансцены или смысле произведения. Манере и тонкостях литературных тенденций, повлиявших на ход мировой истории искусства.
Вот о таких это выражение —
«Дочка прачки и двух рабочих». Если честно, я уже не помню, когда и про кого это было высказано?! Но очень точно отражает действительность..;)
⠀
Ни в коем случае это не пренебрежение к социальному происхождению, тк мы все родились не на Луаре и не во дворце. Но природная глухость и нежелание развиваться, иногда приводят к таким смешным высказываниям…
К сожалению, мировые подмостки заполонили прЫнцы и прЫнцессы с отсутствием возможностей изображать главных героев, которые должны быть, прежде всего, уникальными созданиями от природы! Хоть Амплуа! И в балете есть четкие законы, кому какие роли подвластны… Бессмысленные руководители, которые сами всегда были недопремьерами и сейчас не на своём месте, но повелевают судьбами главных балетных труп, довели ситуацию до того, что невозможно понять о чем «Спящая красавица» или «Жизель». Но в природе ВСЕГДА после кромешной тьмы наступает рассвет!!!
Мера! Вкус! Уровень! Звук! Манера! Класс! Интерпретация!
Эти понятия, к сожалению, полностью исчезли из разговоров, а особенно в обозревательских рассуждениях любителей, поклонников, критиков …
Это очень грустно! Тк именно эти критерии и являлись главными в настоящей оценке высокого исполнительского мастерства.
В СССР уровень произведений академических театров был образцом для многих ведущих стран мира, а особенно в БАЛЕТЕ!
После распада Великой державы и по сей день всё в искусстве летит в тартарары… Это стало гораздо заметнее спустя 10 -15 лет в театрах бывших республик, которые в былое время не уступали столичным.
В период карантина я много смотрел трансляций… Уровень падения уже пугает..! Определить, что это за стиль, эпоха, век… А тем более, к какой национальной традиции принадлежит то или иное произведение, уже невозможно!!!
И вот, ведя спор об очередном «шедевре», где нарушены были всякий смысл и логика произведения, мне с напыщенным пафосом сообщили:
⁃ Между прочим, у нас Национальная Опера!
⁃ Ну, очень НАЦИОНАЛЬНАЯ! — пришлось парировать мне!
Как-то одна бесталанная артисточка, благодаря связям известного мужа, стала телерадиовещательницей. Однажды, напридумывав очередных интрижек, села в «лужу», тк ничего не смогла достойно «без швов» провернуть… В тот момент, к сожалению, мы много были вынуждены общаться и мне стали выговаривать — как так?! Почему?! Объясняя суть этих хитросплетений, рождённых болезненным умишком неудавшейся актрисульки, я высказал этот #цискаризм… Все очень смеялись. Увы, есть очень много ползущих на театральный и кинематографический Олимп субъектов, кто уверен, что можно пойти на любую низость, подставу, предательство, подлог и даже брак по расчёту, чтобы вскарабкаться и там чувствовать себя «Примой».
Таких множество, и о них писал и Моэм в «Театре», и Булгаков в «Жизнь господина де Мольера» и многие, многие .., таких часто высмеивала Раневская и ее коллеги воистину Великие…
А у меня вышло так
«Предательство – это удар, которого не ждешь» — очень верно заметил Паоло Коэльо.
На этой неделе мы с Вами рассуждали о пути, который выбирает человек в достижении цели и карьеры. За годы учебы и службы я видел много ситуаций и проявлений, которые иначе, как Предательство, не назвать! Семёнова всегда предупреждала: «Не верь ученикам. Предадут»! Она точно знала, что говорила.., но никогда не хочется в это верить. К сожалению, приходится сталкиваться с разными характерами, воспитанием и представлениями о морали…
С раннего детства я очень люблю старинную, красивую книгу «Божественная Комедия» Данте Алигьери с иллюстрациями Гюстава Доре. Я с малолетства обожал их рассматривать, тк няня и мама часто мне рассказывали о христианских добродетелях и о наказании.
В девятом круге — в поясе Сатаны, в ледяном озере Коцит, в четырех рвах мучаются предатели.
Первый назван по имени Каина, убившего своего брата Авеля, где отбывают наказание предатели родных. Второй — предатели родины и единомышленников. Третий — предатели сотрапезников. Четвёртый — предатели Учителей.
Именно в этом рве вмёрзший в льдину Люцифер терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного Иуду, Марка Юния Брута, Кассия. Данте считал предательство родных самым легким. В народе говорят, что не та мать, что родила, а та, что воспитала и выкормила. И трижды прав Данте, что наиболее высокую кару определил предателям Учителя, ибо Человеком становятся благодаря Учителю.
Данте глубоко подметил, что «едва предательство душа свершила… вселяется тотчас ей в тело бес и в нем остается, доколе срок для плоти не угас». Неспроста Данте определил предательство, как смертный грех страшнее убийства, тк убийство совершается не только близкими, но и незнакомыми людьми, не только преднамеренно, но и по неосторожности, а вот предательство – всегда от близкого или родного человека.
Предатель всегда точно знает какую цену и выгоду он извлечёт из своего «геройства», но уверен, что ни бумеранга, ни возмездия не будет. Он якобы «прав»… Но закон мироздания надо помнить всегда: «на действие всегда есть противодействие»!
История-Мечта
В 12-13 лет меня мама пичкала полезной литературой. Помимо школьной программы я должен был знать вечное: Голсуорси, Теккерея, Диккенса, Фицджеральда… И вот, наконец, я закончил школу и мог позволить себе читать то, что я хочу! Почему-то я сильно полюбил Булгакова и Дюма. Несочетаемые авторы, но читались легко. Много исторических фактов. Не надо сильно следить за описанием обедов и нарядов…
Сегодня в католическом мире праздник св. Варфоломея, который так трагично вошёл в историю после резни протестантов — гугенотов в ночь на 24 августа 1572 года. Эта ночь была началом бойни, прокатившейся по всей стране. По разным данным, было убито более 30 000 человек…
Этот исторический факт очень подробно у Дюма описан в романе «Королева Марго». И как раз в то время, когда я упивался трилогией Дюма о последних Валуа, появился фильм, сделанный по мотивам романа. Режиссёр старался приблизить исторические события как можно ближе к современности. Отказавшись подходить к классике, как архивист «в перчатках», Шеро заявил, что снимал «что угодно, но только не исторический фильм». Блистательная работа художника и актерский состав: страстная Изабель Аджани @isabelleadjaniofficiel, красавица Вирна Лизи, которая предстала ледяной и коварной Екатериной Медичи и прекрасный Венсан Перес — Ла Моль. Потрясающий актёр — о его работах я ещё расскажу и не раз … Почти через 20 лет нам суждено было познакомиться, общаться и даже стать приятелями! Это один из тех случаев, когда человек гораздо интереснее, многограннее кумира. К сожалению, это большая редкость. Венсан очень талантливый фотограф, и мне удалось поработать с ним. Хотя я не люблю фотосессии, ТК это очень статичная и однообразная рутина, но из-за очарования кумиром мне пришлось работать не один день!
Вот так пересеклись в жизни Роман, Киношедевр, Кумир и История!
——————
Беларусь. Я стараюсь быть вне политики. Вне советов, осуждения и разных суждений… Но, за последнее время, я получил сотни писем от друзей из нашего дружеского государства. У них не работает интернет, они бояться выйти на улицу. Любое ущемление прав людей — это стыдно и недостойно любого государства!
Я, как никто другой, это понимаю, тк прошел через бесконечные беззакония и унижения, выговоры и оскорбления от руководства БТ, когда безвестные чиновники, их прихлебатели, бездарные артисты, которые впоследствии за это получали звания и ставки, меня пытались выжить из родного Большого театра.
К сожалению, свобода слова очень зыбкое понятие, и можно всегда осудить за то или иное высказывание, как это делали со мной … перевирая мои слова, передёргивая факты, оскорбляя и унижая…
От такого беззакония не застрахован никто!
Но ни одна человеческая жизнь не должна подвергаться риску из-за глухости власть предержащих. Избитые женщины, мужчины, старики, а есть уже даже убитые — это немыслимо! Фотографии из Минска, разные мирные демонстрации. Но как могут это делать молодые люди?! Как это возможно понять и принять ?!
Можно только сопереживать и молиться! Дорогие жители Беларуси, сил вам и мужества!!! Надеюсь, что разум и человеколюбие победят!
View this post on Instagram
Падший Ангел
Моя мечта!
Борис Яковлевич ЭЙФМАН постоянно приглашал меня к сотрудничеству, а я регулярно просил поставить лермонтовского Демона. Я повторял: «Спешите, я старею…» И вдруг Эйфман мне предложил поставить мини-балет «Падший Ангел» на музыку Барбера и Канчели. Почему-то Борис Яковлевич с большой опаской относится к этой теме, но решил поставить момент, когда Ангела только изгнали из рая. Тьма корёжит и пожирает Ангела, превращая в лукавого …
Необыкновенно красивая и сложная задача для артиста. Весь период создания и репетиций я вспоминаю с большой теплотой. Со мной работали замечательные люди. Педагог-репетитор труппы Эйфмана Ольга Калмыкова и артист Дмитрий Фишер. Когда прошла премьера, Борис Яковлевич мне сказал, что многие звёзды исполняли роли в его спектаклях, но это впервые, когда он создал хореографию не на артиста из своей труппы.
Я очень горжусь таким доверием моего любимого Бориса Яковлевича!
Образцова
В день рождения любимой Лены всегда съезжались все друзья на дачу. Было много смеха и радости. Анекдотов и смешных историй. Как этого всего не хватает… Как не хватает ее хаотичных звонков и вопроса любимым тембром:»А ты слышал?!» И очередной свежий анекдот.
Нет больше этих удивительных концертов… Как я гордился, когда сидя в зале она говорила:»Этот романс я посвящаю моему любимому Колечке…» Господи! Как быстро всё прошло. Когда меня мама водила в детстве на концерты Великой Образцовой, я даже не мог себе представить, что буду представлен, допущен в дом, буду иметь честь дружить и преклоняться!!! Что регулярно буду болтать по телефону, что мне выпадет горькая честь провести с ней последний вечер в родном городе, проводить её на вокзал, она больше не приедет в город своего детства. Прощаясь на вокзале, она мне сказала: «Колька, ты не можешь завтра не приехать на мой спектакль в БТ, ты не пропускал ни одного моего юбилея последние 25 лет.»
Я, конечно, приехал. И опять, именно я с ней прошёл последний раз по такому родному для нас Большому. Посадив в машину, обнял, и она мне сказала: «Колька, как я хочу жить!!!» Я был уверен, что все образуется.., и вот трагическое известие… и когда на кладбище меня попросили донести её крест до могилы, я не мог поверить. Это и честь. И боль. И удивительное доверие. Но всё это не укладывается до сих пор в голову. Я всё тот же восторженный ребёнок из зала перед Богиней!!!
Елена Васильевна, Лена, Леночка очень люблю!
Эстафета
30 мая 2003 года Марина Семёнова праздновала 95-летие.
В Большом театре был Гала-концерт в её честь. В этот вечер Великая Марина в последний раз вышла на родную сцену. Когда я выводил ее из кулисы, Марина Тимофеевна мне сказала: «Смотри, Колька, ты мой последний партнёр на этой сцене!»
«Баядерка» — спектакль, в котором Семёнова дебютировала на сцене Большого 05.09.1930. И вот в этот торжественный день картину «Тени» из шедевра Петипа исполняли мы вдвоём со Светланой Захаровой. Света уже дала согласие на переход в Большой театр, и это наше выступление стало очень знаковым. Тк главная прима балерина Большого уходила и благословила новую…
Вчера исполнилось ровно 10 лет, как на 103 году жизни ушла Марина Тимофеевна. А сегодня день рождения моей любимой партнерши Светланы Захаровой. Вот так интересна жизнь. Всё рядом. И радость, и печаль. Грусть и праздник. Но, главное, Марина никогда не ошибалась. Когда я предложил, что хочу танцевать на ее вечере со Светой, она доверилась моему вкусу и поддержала в этом выборе. Хотя Светлана не была ее ученицей, и в спектакле участвовали только воспитанники Семёновой. После спектакля Марина была очень довольна. Очень похвалила меня и благословила Свету!
Я счастлив, что сегодня могу поздравить мою любимую Светочку! И вспомнить Великую Марину !!! Люблю Вас обеих
4 июня 1935 года
В Малом Ленинградском театре Оперы и Балета состоялась премьера балета Фёдора Лопухова на музыку Дмитрия Шостаковича «Светлый Ручей». Спектакль имел оглушительный успех. 30 ноября того же года несколько изменённая редакция постановки была осуществлена в Большом театре в Москве. На обеих сценах балет успешно шёл до февраля 1936 года; 6 февраля разгромная статья «Балетная фальшь» в газете «Правда» положила ему конец.
В 2003 ем году в Большом театре свою версию балета представил Алексей Ратманский. Это один из немногих спектаклей в моем репертуаре, где мне не приходилось носится за несбыточной мечтой, страдать, и погибать.., а можно было веселиться и радоваться. Уверен, что ещё не один балетмейстер захочет воплотить свои замыслы на гениальную музыку Шостаковича. Поздравляю с юбилеем всех коллег, кто имел отношение к этому замечательному спектаклю. А также любителей балета!!!
МАЛЯКА! Так, Великую Марину Семёнову, будучи совсем маленьким, называл правнук Марины Тимофеевны,- Ванечка. Она приводила его очень часто к нам в класс. Очень воспитанно и тихо, он сидел часами, смотрел классы, репетиции, спектакли, а потом мы шли в буфет, где Марина Тимофеевна покупала своему любимцу пирожные. Столько , сколько он хотел … Естественно перепадало и нам.., кто оказывался за столом. Ванечке подрос и стал называть свою гениальную прабабушку,- МАРИНА. Конечно, за глаза, мы все ее называли только так. И она это знала. Никогда не обижалась, а наоборот гордилась. Но только свои!!! И вот, как-то, когда на весь буфет раздался звонкий, детский крик: «Марина, я ещё хочу!», Елена Андриенко стала выяснять у ребёнка, почему он не хочет назвать по другому: Марина Тимофеевна, бабуля И так далее. На что смышленый малыш, болтая ножками и жуя прирождённое, сказал: «Бабушек много, а Марина одна»!!! Ох, как это мудро и точно! Бабушек очень много! Бывших балетных «фей», которые имитируют и играются в педагогов миллионы. А, МАРИНА-ОДНА! ЕДИНСТВЕННАЯ! НЕПОВТОРИМАЯ! БЕСЦЕННАЯ! РОДНАЯ! Нет никого в мире, кто может, особенно для меня быть равнозначным… Воспитанников учеников, а их и правда не одна тысяча,кто прошёл через класс Семеновой, и в Большом театре, и в ГИТИСе, называют,-СЕМЁНОВСКИЙ ПОЛК! Я горд и счастлив быть одним из этого полка!
Тяпа!
Меня все время спрашивают про мою кошку. Вот она;) Тяпа! 20 мая 2004 года я принёс домой маленького котёнка. И вот прошло уже 16 лет! А она по прежнему шустрая, бойкая, очень ревнивая, умная, наблюдательная, одним словом,- настоящая хозяйка дома!
View this post on Instagram
Эту цитату из моего прошлогоднего интервью мне прислала знакомая. Мне приятно, что иногда мое мнение цитирую. Но так хочется, что бы люди понимали в настоящем, и умели отличать истинное от глупого, бессмысленного, раскрученного и так называемого «модного»! Борис ЭЙФМАН как то назвал меня мальчиком из сказки Г.Х.Андерсена «Голый король», который не побоялся указать на то что король то голый;))) Отчасти так и есть. Это не приносит мне обычно никакой пользы, в чем меня только не обвиняли те, кто по настоящему ничего не умеет и не смыслит в искусстве. Но я остаюсь твёрд в своём мнении. Часто стоя в музее, и смотря на инсталляции или так называемые «шедевры», думаю:- неужели я один это вижу, или не может же это производить впечатление?! Конечно, сколько людей, столько же и мнений. Но настоящее искусство должно возвышать! И я всегда служил только этой цели!
Обновлено 20/09/20 21:17:
Добавляю ссылку на первый выпуск цикла передач Николая на ютьюбе. Дальше легко выйти на продолжения. Очень интересно. К середине цикла (сейчас уже вышло 16 передач, новая выкладывается каждую пятницу) они перестали делать такую громкую заставку вроде бы.