Инстаграм Николая Цискаридзе: избранные цитаты

Помню, что в прошлом году искала инсту Николая Цискаридзе и ничего не нашла, кроме довольно бодренького фанатского аккаунта. А сегодня зашла в посте речь про Изумрудовну – и мне подсказали, что Николай в инсте уже есть. И правда – с мая этого года Цискаридзе ведет свою инсту в своем неповторимом стиле. Она пока без синей галки, но стиль ни с кем не спутаешь. Поскольку Николая всегда интересно обсуждать, делюсь некоторыми постами. В основном он пишет про кино или книги, а также своих учителей и кумиров. Но иногда сводит счеты и интригует. Не без этого). В обратной хронологии)

Le prince Désiré
#дневникбольшого

Вчера свой пост я закончил словами, что в природе после кромешной тьмы наступает рассвет! Я всегда в это верил и верю.
К сожалению, иногда период тьмы затягивается.., но тем радостнее СВЕТ!
Я много рассказывал, что принц Дезире — моя самая любимая партия. На мою долю выпало особое признание в этой роли. Никогда и никто после Николая Фадеечева не получал такую безоговорочно высокую оценку от своих великих коллег. Все вариации в этом спектакле для меня были наслаждением, упоение танцем.

Но вот именно вылет в сцене борьбы добра со злом был для меня особенно дорог, я с нетерпением ждал именно этот момент. Сначала пролёт на лодке с феей Сирени по авансцене, а затем после мрачной темы Карабос в оркестре возникает волнительная тема Сирени и дальше принц Дезире летит на тему, которую исполняют трубы!!! Прорывая своим звуком пространство, как вестник победы добра над злом и мраком!!! Я ждал этот вылет, чтобы за 3 прыжка перелететь всю сцену родного Большого, потом за 2 вернуться на другую сторону и, набрав силу и скорость, снова улететь, карать тьму! Нести свет и жизнь!!!

Я много раз рассказывал, что Николай — победитель народов. Ника — победа.
Цискари — первая звезда или заря.
Принцессу в Спящей красавице зовут — Aurore (Заря). А перед рассветом — всегда появляется Заря!!! Как корабль назовёшь, так он и поплывет!
Никакая Карабос остановить не сможет ЦИСКАРИДЗЕ — ДЕЗИРЕ!

Порода и Стиль

Есть артисты, с которыми бесполезно говорить о стиле или музыкальности. Логике мизансцены или смысле произведения. Манере и тонкостях литературных тенденций, повлиявших на ход мировой истории искусства.
Вот о таких это выражение —
«Дочка прачки и двух рабочих». Если честно, я уже не помню, когда и про кого это было высказано?! Но очень точно отражает действительность..;)

Ни в коем случае это не пренебрежение к социальному происхождению, тк мы все родились не на Луаре и не во дворце. Но природная глухость и нежелание развиваться, иногда приводят к таким смешным высказываниям…
К сожалению, мировые подмостки заполонили прЫнцы и прЫнцессы с отсутствием возможностей изображать главных героев, которые должны быть, прежде всего, уникальными созданиями от природы! Хоть Амплуа! И в балете есть четкие законы, кому какие роли подвластны… Бессмысленные руководители, которые сами всегда были недопремьерами и сейчас не на своём месте, но повелевают судьбами главных балетных труп, довели ситуацию до того, что невозможно понять о чем «Спящая красавица» или «Жизель». Но в природе ВСЕГДА после кромешной тьмы наступает рассвет!!!

 

Мера! Вкус! Уровень! Звук! Манера! Класс! Интерпретация!
Эти понятия, к сожалению, полностью исчезли из разговоров, а особенно в обозревательских рассуждениях любителей, поклонников, критиков …
Это очень грустно! Тк именно эти критерии и являлись главными в настоящей оценке высокого исполнительского мастерства.
В СССР уровень произведений академических театров был образцом для многих ведущих стран мира, а особенно в БАЛЕТЕ!
После распада Великой державы и по сей день всё в искусстве летит в тартарары… Это стало гораздо заметнее спустя 10 -15 лет в театрах бывших республик, которые в былое время не уступали столичным.
В период карантина я много смотрел трансляций… Уровень падения уже пугает..! Определить, что это за стиль, эпоха, век… А тем более, к какой национальной традиции принадлежит то или иное произведение, уже невозможно!!!
И вот, ведя спор об очередном «шедевре», где нарушены были всякий смысл и логика произведения, мне с напыщенным пафосом сообщили:
⁃ Между прочим, у нас Национальная Опера!
⁃ Ну, очень НАЦИОНАЛЬНАЯ! — пришлось парировать мне!

Как-то одна бесталанная артисточка, благодаря связям известного мужа, стала телерадиовещательницей. Однажды, напридумывав очередных интрижек, села в «лужу», тк ничего не смогла достойно «без швов» провернуть… В тот момент, к сожалению, мы много были вынуждены общаться и мне стали выговаривать — как так?! Почему?! Объясняя суть этих хитросплетений, рождённых болезненным умишком неудавшейся актрисульки, я высказал этот #цискаризм… Все очень смеялись. Увы, есть очень много ползущих на театральный и кинематографический Олимп субъектов, кто уверен, что можно пойти на любую низость, подставу, предательство, подлог и даже брак по расчёту, чтобы вскарабкаться и там чувствовать себя «Примой».
Таких множество, и о них писал и Моэм в «Театре», и Булгаков в «Жизнь господина де Мольера» и многие, многие .., таких часто высмеивала Раневская и ее коллеги воистину Великие…
А у меня вышло так

«Предательство – это удар, которого не ждешь» — очень верно заметил Паоло Коэльо.

На этой неделе мы с Вами рассуждали о пути, который выбирает человек в достижении цели и карьеры. За годы учебы и службы я видел много ситуаций и проявлений, которые иначе, как Предательство, не назвать! Семёнова всегда предупреждала: «Не верь ученикам. Предадут»! Она точно знала, что говорила.., но никогда не хочется в это верить. К сожалению, приходится сталкиваться с разными характерами, воспитанием и представлениями о морали…
С раннего детства я очень люблю старинную, красивую книгу «Божественная Комедия» Данте Алигьери с иллюстрациями Гюстава Доре. Я с малолетства обожал их рассматривать, тк няня и мама часто мне рассказывали о христианских добродетелях и о наказании.
В девятом круге — в поясе Сатаны, в ледяном озере Коцит, в четырех рвах мучаются предатели.
Первый назван по имени Каина, убившего своего брата Авеля, где отбывают наказание предатели родных. Второй — предатели родины и единомышленников. Третий — предатели сотрапезников. Четвёртый — предатели Учителей.
Именно в этом рве вмёрзший в льдину Люцифер терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного Иуду, Марка Юния Брута, Кассия. Данте считал предательство родных самым легким. В народе говорят, что не та мать, что родила, а та, что воспитала и выкормила. И трижды прав Данте, что наиболее высокую кару определил предателям Учителя, ибо Человеком становятся благодаря Учителю.
Данте глубоко подметил, что «едва предательство душа свершила… вселяется тотчас ей в тело бес и в нем остается, доколе срок для плоти не угас». Неспроста Данте определил предательство, как смертный грех страшнее убийства, тк убийство совершается не только близкими, но и незнакомыми людьми, не только преднамеренно, но и по неосторожности, а вот предательство – всегда от близкого или родного человека.
Предатель всегда точно знает какую цену и выгоду он извлечёт из своего «геройства», но уверен, что ни бумеранга, ни возмездия не будет. Он якобы «прав»… Но закон мироздания надо помнить всегда: «на действие всегда есть противодействие»!

История-Мечта
В 12-13 лет меня мама пичкала полезной литературой. Помимо школьной программы я должен был знать вечное: Голсуорси, Теккерея, Диккенса, Фицджеральда… И вот, наконец, я закончил школу и мог позволить себе читать то, что я хочу! Почему-то я сильно полюбил Булгакова и Дюма. Несочетаемые авторы, но читались легко. Много исторических фактов. Не надо сильно следить за описанием обедов и нарядов…
Сегодня в католическом мире праздник св. Варфоломея, который так трагично вошёл в историю после резни протестантов — гугенотов в ночь на 24 августа 1572 года. Эта ночь была началом бойни, прокатившейся по всей стране. По разным данным, было убито более 30 000 человек…
Этот исторический факт очень подробно у Дюма описан в романе «Королева Марго». И как раз в то время, когда я упивался трилогией Дюма о последних Валуа, появился фильм, сделанный по мотивам романа. Режиссёр старался приблизить исторические события как можно ближе к современности. Отказавшись подходить к классике, как архивист «в перчатках», Шеро заявил, что снимал «что угодно, но только не исторический фильм». Блистательная работа художника и актерский состав: страстная Изабель Аджани @isabelleadjaniofficiel, красавица Вирна Лизи, которая предстала ледяной и коварной Екатериной Медичи и прекрасный Венсан Перес — Ла Моль. Потрясающий актёр — о его работах я ещё расскажу и не раз … Почти через 20 лет нам суждено было познакомиться, общаться и даже стать приятелями! Это один из тех случаев, когда человек гораздо интереснее, многограннее кумира. К сожалению, это большая редкость. Венсан очень талантливый фотограф, и мне удалось поработать с ним. Хотя я не люблю фотосессии, ТК это очень статичная и однообразная рутина, но из-за очарования кумиром мне пришлось работать не один день!
Вот так пересеклись в жизни Роман, Киношедевр, Кумир и История!

——————

Беларусь. Я стараюсь быть вне политики. Вне советов, осуждения и разных суждений… Но, за последнее время, я получил сотни писем от друзей из нашего дружеского государства. У них не работает интернет, они бояться выйти на улицу. Любое ущемление прав людей — это стыдно и недостойно любого государства!
Я, как никто другой, это понимаю, тк прошел через бесконечные беззакония и унижения, выговоры и оскорбления от руководства БТ, когда безвестные чиновники, их прихлебатели, бездарные артисты, которые впоследствии за это получали звания и ставки, меня пытались выжить из родного Большого театра.
К сожалению, свобода слова очень зыбкое понятие, и можно всегда осудить за то или иное высказывание, как это делали со мной … перевирая мои слова, передёргивая факты, оскорбляя и унижая…
От такого беззакония не застрахован никто!
Но ни одна человеческая жизнь не должна подвергаться риску из-за глухости власть предержащих. Избитые женщины, мужчины, старики, а есть уже даже убитые — это немыслимо! Фотографии из Минска, разные мирные демонстрации. Но как могут это делать молодые люди?! Как это возможно понять и принять ?!
Можно только сопереживать и молиться! Дорогие жители Беларуси, сил вам и мужества!!! Надеюсь, что разум и человеколюбие победят!

 

 

 

 

View this post on Instagram

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A post shared by Николай Цискаридзе (@tsiskaridzenikolay) on Jul 25, 2020 at 7:25am PDT

 

Падший Ангел

Моя мечта!
Борис Яковлевич ЭЙФМАН постоянно приглашал меня к сотрудничеству, а я регулярно просил поставить лермонтовского Демона. Я повторял: «Спешите, я старею…» И вдруг Эйфман мне предложил поставить мини-балет «Падший Ангел» на музыку Барбера и Канчели. Почему-то Борис Яковлевич с большой опаской относится к этой теме, но решил поставить момент, когда Ангела только изгнали из рая. Тьма корёжит и пожирает Ангела, превращая в лукавого …
Необыкновенно красивая и сложная задача для артиста. Весь период создания и репетиций я вспоминаю с большой теплотой. Со мной работали замечательные люди. Педагог-репетитор труппы Эйфмана Ольга Калмыкова и артист Дмитрий Фишер. Когда прошла премьера, Борис Яковлевич мне сказал, что многие звёзды исполняли роли в его спектаклях, но это впервые, когда он создал хореографию не на артиста из своей труппы.
Я очень горжусь таким доверием моего любимого Бориса Яковлевича!

Образцова
В день рождения любимой Лены всегда съезжались все друзья на дачу. Было много смеха и радости. Анекдотов и смешных историй. Как этого всего не хватает… Как не хватает ее хаотичных звонков и вопроса любимым тембром:»А ты слышал?!» И очередной свежий анекдот.
Нет больше этих удивительных концертов… Как я гордился, когда сидя в зале она говорила:»Этот романс я посвящаю моему любимому Колечке…» Господи! Как быстро всё прошло. Когда меня мама водила в детстве на концерты Великой Образцовой, я даже не мог себе представить, что буду представлен, допущен в дом, буду иметь честь дружить и преклоняться!!! Что регулярно буду болтать по телефону, что мне выпадет горькая честь провести с ней последний вечер в родном городе, проводить её на вокзал, она больше не приедет в город своего детства. Прощаясь на вокзале, она мне сказала: «Колька, ты не можешь завтра не приехать на мой спектакль в БТ, ты не пропускал ни одного моего юбилея последние 25 лет.»
Я, конечно, приехал. И опять, именно я с ней прошёл последний раз по такому родному для нас Большому. Посадив в машину, обнял, и она мне сказала: «Колька, как я хочу жить!!!» Я был уверен, что все образуется.., и вот трагическое известие… и когда на кладбище меня попросили донести её крест до могилы, я не мог поверить. Это и честь. И боль. И удивительное доверие. Но всё это не укладывается до сих пор в голову. Я всё тот же восторженный ребёнок из зала перед Богиней!!!
Елена Васильевна, Лена, Леночка очень люблю! 

Эстафета
30 мая 2003 года Марина Семёнова праздновала 95-летие.
В Большом театре был Гала-концерт в её честь. В этот вечер Великая Марина в последний раз вышла на родную сцену. Когда я выводил ее из кулисы, Марина Тимофеевна мне сказала: «Смотри, Колька, ты мой последний партнёр на этой сцене!»
«Баядерка» — спектакль, в котором Семёнова дебютировала на сцене Большого 05.09.1930. И вот в этот торжественный день картину «Тени» из шедевра Петипа исполняли мы вдвоём со Светланой Захаровой. Света уже дала согласие на переход в Большой театр, и это наше выступление стало очень знаковым. Тк главная прима балерина Большого уходила и благословила новую…
Вчера исполнилось ровно 10 лет, как на 103 году жизни ушла Марина Тимофеевна. А сегодня день рождения моей любимой партнерши Светланы Захаровой. Вот так интересна жизнь. Всё рядом. И радость, и печаль. Грусть и праздник. Но, главное, Марина никогда не ошибалась. Когда я предложил, что хочу танцевать на ее вечере со Светой, она доверилась моему вкусу и поддержала в этом выборе. Хотя Светлана не была ее ученицей, и в спектакле участвовали только воспитанники Семёновой. После спектакля Марина была очень довольна. Очень похвалила меня и благословила Свету!
Я счастлив, что сегодня могу поздравить мою любимую Светочку! И вспомнить Великую Марину !!! Люблю Вас обеих

4 июня 1935 года
В Малом Ленинградском театре Оперы и Балета состоялась премьера балета Фёдора Лопухова на музыку Дмитрия Шостаковича «Светлый Ручей». Спектакль имел оглушительный успех. 30 ноября того же года несколько изменённая редакция постановки была осуществлена в Большом театре в Москве. На обеих сценах балет успешно шёл до февраля 1936 года; 6 февраля разгромная статья «Балетная фальшь» в газете «Правда» положила ему конец.
В 2003 ем году в Большом театре свою версию балета представил Алексей Ратманский. Это один из немногих спектаклей в моем репертуаре, где мне не приходилось носится за несбыточной мечтой, страдать, и погибать.., а можно было веселиться и радоваться. Уверен, что ещё не один балетмейстер захочет воплотить свои замыслы на гениальную музыку Шостаковича. Поздравляю с юбилеем всех коллег, кто имел отношение к этому замечательному спектаклю. А также любителей балета!!! 

МАЛЯКА! Так, Великую Марину Семёнову, будучи совсем маленьким, называл правнук Марины Тимофеевны,- Ванечка. Она приводила его очень часто к нам в класс. Очень воспитанно и тихо, он сидел часами, смотрел классы, репетиции, спектакли, а потом мы шли в буфет, где Марина Тимофеевна покупала своему любимцу пирожные. Столько , сколько он хотел … Естественно перепадало и нам.., кто оказывался за столом. Ванечке подрос и стал называть свою гениальную прабабушку,- МАРИНА. Конечно, за глаза, мы все ее называли только так. И она это знала. Никогда не обижалась, а наоборот гордилась. Но только свои!!! И вот, как-то, когда на весь буфет раздался звонкий, детский крик: «Марина, я ещё хочу!», Елена Андриенко стала выяснять у ребёнка, почему он не хочет назвать по другому: Марина Тимофеевна, бабуля И так далее. На что смышленый малыш, болтая ножками и жуя прирождённое, сказал: «Бабушек много, а Марина одна»!!! Ох, как это мудро и точно! Бабушек очень много! Бывших балетных «фей», которые имитируют и играются в педагогов миллионы. А, МАРИНА-ОДНА! ЕДИНСТВЕННАЯ! НЕПОВТОРИМАЯ! БЕСЦЕННАЯ! РОДНАЯ! Нет никого в мире, кто может, особенно для меня быть равнозначным… Воспитанников учеников, а их и правда не одна тысяча,кто прошёл через класс Семеновой, и в Большом театре, и в ГИТИСе, называют,-СЕМЁНОВСКИЙ ПОЛК! Я горд и счастлив быть одним из этого полка! 

Тяпа!
Меня все время спрашивают про мою кошку. Вот она;) Тяпа! 20 мая 2004 года я принёс домой маленького котёнка. И вот прошло уже 16 лет! А она по прежнему шустрая, бойкая, очень ревнивая, умная, наблюдательная, одним словом,- настоящая хозяйка дома!

 

 

 

 

View this post on Instagram

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A post shared by Николай Цискаридзе (@tsiskaridzenikolay) on May 16, 2020 at 4:25am PDT

 

Эту цитату из моего прошлогоднего интервью мне прислала знакомая. Мне приятно, что иногда мое мнение цитирую. Но так хочется, что бы люди понимали в настоящем, и умели отличать истинное от глупого, бессмысленного, раскрученного и так называемого «модного»! Борис ЭЙФМАН как то назвал меня мальчиком из сказки Г.Х.Андерсена «Голый король», который не побоялся указать на то что король то голый;))) Отчасти так и есть. Это не приносит мне обычно никакой пользы, в чем меня только не обвиняли те, кто по настоящему ничего не умеет и не смыслит в искусстве. Но я остаюсь твёрд в своём мнении. Часто стоя в музее, и смотря на инсталляции или так называемые «шедевры», думаю:- неужели я один это вижу, или не может же это производить впечатление?! Конечно, сколько людей, столько же и мнений. Но настоящее искусство должно возвышать! И я всегда служил только этой цели!

Обновлено 20/09/20 21:17:

Добавляю ссылку на первый выпуск цикла передач Николая на ютьюбе. Дальше легко выйти на продолжения. Очень интересно. К середине цикла (сейчас уже вышло 16 передач, новая выкладывается каждую пятницу) они перестали делать такую громкую заставку вроде бы. 

 

Источник