КИНОИГРА: Анатолий Дмитриевич Папанов

Анатолий Папанов. Мощное имя советского кинематографа. Мэтр! Анатолий Дмитриевич родился в простой рабочей семье. Его родители переехали из Беларуси в Москву в 30-х годах. Отец, Дмитрий Филиппович Папанов (1897-1982) был военным, a мать Елена Болеславовна Росковская (1901-1973), модисткой. Мама, полька, перешла в православие для того чтобы выйти за русского.

В семье было двое детей: Толик и Ниночка.

Папанов вспоминал, что в школе учился «плохо, читал мало», а кино и театр очень любил. Интерес к кино и театру у поколения 20х и 30х годов был огромный. После окончания школы, Папанов играл в самодеятельности в местном Доме Культуры и снимался в массовках. В 1937 году Папанов впервые появился на киноэкране — сыграл эпизодическую роль в картине ‘Ленин в Октябре’. 

В 1940 году Анатолия Папанова призвали в армию. Служил сначала под Саратовом, затем проходил обучение в Оренбургском артиллерийском училище. Оттуда же и ушел на фронт после начала войны. Уже в июле их подразделение перебросили на 2-й Юго-Западный фронт — защищать Харьков. Вообще это удивительно что Анатолий Дмитриевич остался в живых. В первом же бою из 42 человек взвода осталось лишь 14.  

Зимой 1941 года Анатолий попал вместе с фронтовыми товарищами под бомбежку. Живым остался лишь он один, но был контужен и тяжело ранен. Осколок снаряда повредил ногу и привел к ампутации двух пальцев на правой ноге. 

Вернувшись в тыл он сумел устроиться на работу лишь сторожем, ходил с трудом, опираясь на палку. ‘Камень лежал на сердце от сознания своей неполноценности’, — вспоминал актер. Однажды он зашел в театральную студию при заводе, где так часто бывал до войны. Там оставалось несколько артистов: одна девушка и три старушки. Анатолий предложил сделать программу и выступать с ней в госпиталях и перед рабочими заводов. Именно после этих выступлений он решил что станет  артистом.

В 1943 Папанов пошел поступать  в ГИТИС. Михаил Тарханов предложил ему поступить сразу на второй курс, так как там была проблема с актёрами мужчинами и была серьезная проблема с постановками. Тут же в ГИТИСЕ актер познакомился со своей женой Надеждой Каратаевой, с которой они поженились спустя год и прожили в браке до последнего дня жизни актёра. В первый день их встречи на ней была военная форма, это и стало поводом для знакомства. Каратаева тоже вернулась с фронта, где служила в санчасти.

После окончания ГИТИСа Папанова пригласили на работу МХАТ и Малый, где актёр уже месяц репетировал роль в спектакле «Ревизор» у Алексея Дикого. Но вместо этого он решил вместе со своим курсом основать новый театр в Клайпеде.Tеатр просуществовал недолго, и судьба всё же направила Анатолия Папанова в Москву. 

В 1948 году он с женой, актрисой Надеждой Каратаевой, приехал в Москву, в свой первый заслуженный отпуск. Там они встретили на прогулке Андрея Гончарова, своего преподавателя из ГИТИСа, который и пригласил актера в Театр Cатиры, где как раз работал режиссером и ставил спектакль «Вас вызывает Таймыр».

Артисты Театра Cатиры танцевали, пели и много импровизировали. Всего этого Папанов не умел, и вливаться в коллектив было непросто. 

В 1955 году Эльдар Рязанов предложил Папанову попробоваться на роль Огурцова в фильме «Карнавальная ночь», однако пробы прошли неудачно, и на роль Огурцова был утвержден Игорь Ильинский.

Одно время после переезда в Москву Папанов стал налегать на спиртное, что становилось причиной ссор с женой. Начал он пить во время карьерного затишья, а когда все с работой пошло на лад, просто не смог прекратить. Пить и курить Анатолий Дмитриевич бросил в один момент после похорон своей мамы. В 1954 году у супругов родилась дочь — Елена Папанова.

Вернулся в кино Папанов почти в 40 лет. Вместе с Юрием Яковлевым и Сергеем Юрским он снялся в сатирической комедии начинающего режиссера Эльдара Рязанова Человек ниоткуда. Этот фильм никогда не вышел в прокат, цензура не увидела художественной ценности.

Всесоюзный успех пришел к Анатолию Дмитриевичу в 1964 году — после роли генерала Серпилина в фильме ‘Живые и мертвые’ Александра Столпера. За эту работу Папанов получил Государственную премию РСФСР и множество приглашений сниматься.  В итоге киноработ оказалось больше, чем театральных: Папанов принял участие в съемках почти сотни фильмов и телеспектаклей, озвучил персонажей 96 советских мультфильмов. Самые запоминающиеся образы это конечно Лёлик из ‘Бриллиантовой руки’, атаман Ангел из ‘Адъютанта его превосходительства’, Киса Воробьянинов из ’12 стульев’, и Николай Дубинский из ‘Белорусского вокзала’

На экране и на театральных подмостках Папанов часто появлялся в дуэте с Андреем Мироновым. Этот дуэт наверное один из самых любимых в нашем кино. Их первая совместная работа случилась на сьемках ‘Берегись Автомобиля’. Именно Рязанов открыл этот удивительно гармоничный актерский дуэт, при всей разности обоих участников. Потом были съемки в ‘Брилльянтовой Руке’, сделавшие обоих актеров мега популярными в СССР. Но несмотря на многие годы совместных съемок и выступлений, друзьями Миронов и Папанов не были.

В ролях Геши и Лелика изначально должны были сниматься Г. Вицин и М. Пуговкин, однако судьба распорядилась иначе.

Спустя несколько лет оба актера будут пробоваться на роли  в фильм ’12 стульев’ Гайдая, но их кандидатуры будут отклонены. А вот Марк Захаров, уже позже, возьмет и снимет их именно в этих же ролях Кисы и Бендера. Этот фильм стал последней совместной работой двух великих советских актеров. 

Очень успешно для Анатолия Дмитриевича также сложилась карьера в озвучке мультфильмов. Наверно не сложно догадаться что именно он озвучивает Волка в ‘Ну Погоди!’. Впоследствии Папанов даже возненавидел этот мультфильм: ‘Волк перегрыз всю мою актерскую биографию!’. 

 

В 1986 году актера пригласили на роль Копалыча в фильме Александра Прошкина ‘Холодное лето пятьдесят третьего’. Друзья отговаривали Папанова от съемок, считая, что тот и без того сверх меры загружен в театре и в ГИТИСе. Но он сказал: ‘Меня эта тема волнует’. Съемки проходили в Карелии, в глухой деревне, расположенной на полуострове. 

Умер Анатолий Дмитриевич 5 августа 1987 года в своей квартире от сердечного приступа, принимая холодный душ. Жена Надежда Каратаева рассказывала: «Он умер в ванной, принимая душ. Меня в это время дома не было, я была на гастролях в Риге. Муж приехал в Москву из Петрозаводска, где закончил сниматься в фильме «Холодное лето 53-го». Сначала он хотел сразу поехать в Ригу, но потом передумал. Решил на денек заехать в Москву. Он хотел посмотреть, как устроили в общежитии его студентов. Толя же начал преподавать в ГИТИСе, первый раз набрал себе курс. Беспокоился, как разместились ребята. Когда он приехал в Москву, то, естественно, захотел принять душ. Но в доме была отключена горячая вода. Он полез под холодную. И сосуды не выдержали. Врачи поставили диагноз: сердечно-сосудистая недостаточность. Толя не приехал в условленный день в Ригу. Я забеспокоилась, позвонила дочери и зятю. Зять полез через соседскую лоджию в нашу квартиру. И обнаружил Толю сидящим в ванной, его голова была уронена на колени, из душа лилась вода… Зять позвонил в милицию. Приехали милиционеры, врач, санитары. Толю вынесли на простынях. Почему-то на носилках не стали выносить».

Фильм вышел на экраны спустя год после смерти актера. В финале повторяется сцена гибели Старобогатова, а голос за кадром говорит, что это последняя работа Анатолия Папанова. В 1989 году за роль Николая Старобогатова ему присудили Государственную премию СССР посмертно. Миронов скончался на 9-й день после смерти Анатолия Папанова.

Мой киномарафон

Сколько я себя помню то обязательно хотя бы раз в год у нас в семье был всесемейный просмотр ‘Брилльянтовой Руки’. Все это происходило в зале, где мы, уютно расположившись на диванах, креслах и даже на ковре вместе хохотали над сценами с Леликом и Гешей. Но, по условиям конкурса, смотреть в 150-й раз «Руку» было нельзя и я выбрала наугад три фильма о которых никогда ничего не слышала.

1. ‘Родная Кровь’ (1964)

Начала я марафон с просмотра фильма ‘Родная Кровь’. Честно, я не очень большой фанат фильмов периода 50х-60х годов из за встречающейся пропаганды, черно-белой картинки и ужасного звука. Поэтому я приготовилась к худшему.

Через полчаса я плакала, a через час я решила добавить этот фильм в свой список кино который включаешь когда плохо и депресняк. Это шикарный фильм о настоящих чувствах и настоящем мужчине и женщине. O любви танкиста Владимира (Евгений Матвеев) и паромщицы Сони (Вия Артмане). Володя случайно встретил Соню на пароме, когда ехал с фронта в отпуск. Между мужчиной и женщиной вспыхнула любовь, которую не остановило наличие у Сони трёх детей и живого мужа. Вот этого мужа и играет Анатолий Папанов.

Читая в интернете отзывы об этом фильме, я наткнулась на большое количество рецензий очень высоко оценивающих эту роль Анатолия Дмитриевича. В частности то как он смог передать всю расчетливость и безэмоциональность своего героя. Поэтому заранее прощу прощения за свое дилетантское мнение, но мне роль показалась пресной и какой-то блеклой. И голос Папанова, такой знакомый по другим фильмам, как-то не сочетается с картинкой. 

Но фильм прекрасный и поэтому я pекомендую к просмотру всем сплетницам. Единственный минус для меня в том, что роль Папанова очень маленькая. Он появляется на экране максимум минут на 10 и то в конце картины. Персонаж, как уже понятно, довольно отрицательный. Вообщем, закончила я это кино с мыслями о том Матвеев очень талантливый актер.

2. Отцы и Деды (1984)

Это был второй фильм в моем списке. Я уговорила маму посмотреть его вместе, так как сюжет происходит «во времена ее молодости». Фильм очень советский, прям такой классически положительный с жизнерадостной картинкой, солнечной погодой, светлыми интерьерами и жирокими улыбками актеров. 

Это история одной советской семьи, где вместе живут три поколения. Дед, отец с матерью и их сын. Дед — фронтовик, честный человек вышедший на пенсию, который не чувствует себя пенсионером и не хочет «сидеть на лавочке у подъезда». Сын, которого играет Смирнитский и сноха в исполнении Польских, очень хотят помочь деду найти опять смысл в жизни. Внук, типичный представитель молодежи того времени, знает абсолютно все и охотно делится этим с дедом. Вообще вся история разворачивается вокруг этого мягкого конфликта отцов и детей и в итоге заканчивается полной гармонией между всеми героями. В конце фильма Папанов произносит серьезный монолог о смысле жизни. 

Вывод, легкое советское кино про 80е годы. Пересматривать не стала бы.

3. Дела Сердечные (1973)

Фильм про бригаду скорой помощи на ночном дежурстве, их пациентах, их взаимоотношениях и конфликтах. Анатолий Папанов играет шофера, намного старше остальных членов бригады и поэтому годящегося им в отцы. Все вместе они переживают истории своих пациентов, и иногда их смерть.

Главные герои это врач и две медсестры в бригаде, именно между ними скрытый любовный треугольник. Врач любит одну медсестру, а другая медсестра влюблена безответно в это же врача. Папанов играет второстепенную роль простого мужика шофера. Думаю главной мыслью этого фильма все таки является профессионализм и совестливость советских медработников и уже потом личные отношения между героями.

Когда я смотрела этот фильм (к сожалению онлайн качество довольно ужасное) меня не покидало чувство что что-то похожее я уже видела, но гораздо с более интересным сюжетом («Счастливая, Женька!» с Еленой Цыплаковой). Не знаю дело ли в качестве или в сюжете, но еще бы раз это кино я смотреть не стала.  

Для меня Папанов это конечно же Лелик из ‘Брильянтовой Руки’ и Волк в «Ну Погоди!». Анатолий Дмитриевич за свою жизнь сыграл много ролей в театре и кино, озвучил много мультфильмов но, наверное самые запоминающиеся роли это его герои в фильмах «Брильянтовая Рука», «Холодное лето 53-го», «Дети Дон Кихота» и блестящий дуэт  с Мироновым в «12 Стульев». 

 

Источник