КИНОИГРА — ИРИНА КУПЧЕНКО

Добрый день, дорогие читатели Spletnik.ru. Решила принять участие в КИНОИГРЕ, а для меня это вообще – киномарафон, по творчеству замечательной актрисы Ирины Петровны Купченко. Особо про неё никогда не интересовалась, знаю, что актриса хорошая, в скандалах и интригах замечена не была, личную жизнь оберегает. Недавно узнала, что она была замужем за Василием Лановым и из поста «О Кончаловском», опубликованном 5 февраля 2021 на данном сайте, что французская актриса «Маша Мериль чем-то напоминала Ирину Купченко, что подтвердило моё давнее наблюдение: режиссёр впечатляется образом западного актёра или актрисы, затем находит его двойника в России».

Снялась актриса в 90 фильмах, в том числе телесериалах, и продолжает сниматься, а я, к своему стыду, запомнила её только по «Обыкновенному чуду».

Поэтому решила восполнить кинематографический пробел и познакомиться с творчеством Купченко поглубже и осознаннее. Выбрала для просмотра 10 фильмов, начиная с «Дядя Ваня», 1970, режиссёр А. Кончаловский. И далее с шагом в 4-5 лет следующие фильмы. Получился вот такой увесистый список: 2) «Чужие письма», 1975, драма 3) «Назначение», 1980, комедия 4) «Одинокая женщина желает познакомиться», 1986, драма, комедия 5) «Ближний круг», 1991, драма, биография 6) «Летние люди», 1995, драма 7) «Приходи на меня посмотреть», 2000, мелодрама, комедия 8) «Пара гнедых», 2009, мелодрама 9) «Самая лучшая бабушка», 2009, мелодрама, комедия 10) «Училка», 2015, драма, боевик.

Фильм первый по списку. Ирина Купченко в роли героини, несущей крест.

 

Фильм «Дядя Ваня», если верить фильмографии актрисы на сайте Кинопоиск, стал вторым по счету в её творческой биографии. Режиссёр А. Кончаловский собрал в нём поистине звёздный состав или каст, как говорят современники:

Иннокентий Смоктуновский — Иван Петрович Войницкий («дядя Ваня»);

Ирина Купченко — Соня, дочь профессора от первого брака, племянница дяди Вани;

Сергей Бондарчук — Михаил Львович Астров, доктор;

Владимир Зельдин — Александр Владимирович Серебряков, профессор, отец Сони;

Ирина Мирошниченко — Елена Андреевна Серебрякова, вторая жена профессора

Непосредственно Чехов определил своё произведение, как: «Не комедия, не драма — просто сцены…». Но мне показалось, что Кончаловский снимал именно драму. Местами фильм черно-белый, затем цветной. И дядя Ваня Смоктуновского особо не выходит на первый план, в фильме получился именно ансамбль актёров. Про племянницу дяди Вани, Соню, которую играет Купченко, я бы сказала следующее. Она является антиподом своей красивой молодой мачехе – второй жены её отца-профессора в исполнении Мирошниченко. И у Купченко это получилось. Ей удалось глазами, жестами, тембром, эмоциями, показать, что она красива именно изнутри: честная, благородная, справедливая, добрая девушка, светлая душа, которая не стремится к роскоши, к какой-то выгоде, не играет на публику, в отличии от мачехи. Вот так про мачеху — героиню Мирошниченко говорит доктор Астров Соне (Бондарчук — Купченко):

Соня. Что мачеха?

Астров. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но… ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своею красотой — и больше ничего. У неё нет никаких обязанностей, на неё работают другие… Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою.

 

А вот разговор Сони с мачехой (Купченко — Мирошниченко):

Елена Андреевна. Ну, полно, полно… (Приглаживает ей волосы.) Полно.

Соня. Я некрасива.

Елена Андреевна. У тебя прекрасные волосы.

Соня. Нет! (Оглядывается, чтобы взглянуть на себя в зеркало.) Нет! Когда женщина некрасива, то ей говорят: «у вас прекрасные глаза, у вас прекрасные волосы».

Именно на глазах Купченко режиссёр несколько раз делал акцент: глубокие умные глаза. Актриса не уступает в мастерстве известным актёрам ни на секунду. Играет уверенно, сильно, не переигрывая.

Мне понравился и фильм, и игра Ирины Купченко. После просмотра захотелось перечитать Антона Павловича Чехова. Всё-таки, когда читаешь и смотришь осознанно, из-за внутреннего интереса, а не по указке учителя в школе/преподавателя в университете, произведения открываются совсем иначе, знания становятся глубже. Но это так, лирика. Поехали дальше.

Фильм второй по списку. Ирина Купченко в роли героини, не умеющей выстроить свои границы и приоритеты.

 

Фильм «Чужие письма» 1975 года режиссёра Ильи Авербаха произвёл на меня очень сильное впечатление. Хотя хронометраж фильма всего 1,5 часа, смотреть его было интересно и в то же время очень тяжело. С самого начала музыка композитора Олега Каравайчука задала тягучий минорный тон всему фильму. И в какие-то моменты хотелось даже перемотать фильм вперёд, чтобы не быть эмоционально втянутым в воронку сюжетной линии.

Вкратце синопсис с сайта Кинопоиск: героиня фильма в исполнении Ирины Купченко — добрая и интеллигентная молодая учительница математики, желая помочь своей ученице 9 класса (дебют актрисы Светланы Смирновой), поселяет её у себя дома. Девочка на удивление быстро приживается в новом доме, начинает чувствовать себя там почти хозяйкой, и даже берётся руководить личной жизнью своей наставницы, её отношениями с людьми…

 

В моем понимании, в первую очередь, сценаристу Наталье Рязанцевой (супруге режиссёра), да и самому режиссёру, удалось очень чётко воспроизвести психологическую модель треугольника Карпмана-Бёрна: Жертва — Тиран — Спаситель. «Это самая распространённая модель взаимоотношений. Люди зависят друг от друга, манипулируют чувствами и очень от этого устают». И если в теории выход из такой психологической ловушки есть, то в «Чужих письмах», как мне показалось, этот магический треугольник не был разрушен и всё в итоге осталось на своих местах.

Наверняка, вы догадываетесь, что Спасителя сыграла Ирина Купченко, Жертву — Светлана Смирнова, и, как в классической модели, Жертва быстро стала Тираном, а Спаситель – Жертвой. Наблюдать за этой игрой в кошки-мышки, когда кажется, что вот-вот, учительница наконец-то разорвёт этот порочный круг, любопытно и тяжко, потому что ученица оказывается гораздо ловчее и сильнее.

 «Чужие письма» очень смелое кино для того времени и актуально по сей день. Как было сказано на одном сайте про фильм, что это тонкая психологическая драма, «в которой сталкиваются два мира – идеалисты и народившиеся прагматики».

Уверена, что прыткая героиня Светланы Смирновой хорошо бы прижилась в 90-е годы 20 века и в наше время тоже.

 

Что же об игре Ирины Купченко, на мой взгляд, ей удалось передать характер своей героини – красивой, доброй и романтической натуры, верующей в доброе и хорошее в каждом человека, пытающейся найти оправдание всему плохому, но попавшей в психологическую ловушку.

А как же ей идёт синее платье к её василькового цвета глазам! Красавица!

 

Кстати, в противовес героине Купченко, ученица ходит в очень коротких платьях, а в финале появляется в ярком красном плаще-дождевике, как победитель в игре над учительницей (Красная шапочка оказалась настоящим волком).

 

Всем рекомендую к просмотру данный фильм, местами он даже немного откровенный (сцену в ванной некоторые кинокритики расценили как эротический эпизод между учительницей и ученицей).

 

Фильм третий по списку. Ирина Купченко в роли забавной героини.

 

Следующим фильмом в моем списке стала комедия «Назначение» 1980г.

Синопсис с сайта Культура.рф: «Главный герой – интеллигентный, талантливый и чрезвычайно скромный Алексей Лямин (Андрей Миронов) назначен на должность начальника. Он абсолютно не умеет командовать людьми, принимать волевые решения. Лямину приходится ломать себя, проявлять жёсткость, совершать несвойственные ему поступки. Но есть в его назначении и положительная сторона – на новом месте работы Алексей встречает свою любовь в лице секретарши Анны Ивановны (Ирина Купченко). Картина снята в лёгкой, комедийной манере, но в то же время поднимает острые темы, злободневные тогда, но не потерявшие своей актуальности и сейчас. Это бездумный карьеризм, бюрократия, невежество и наглость властных начальников».

 

Мне показалось, что фильм немного не дотянул до комедии, скорее он утопичный, и как-то грустно смотрелось, что, к сожалению, в реальной жизни таким начальникам, как Миронов не место. И фильм снят на некачественную плёнку, поэтому много оттенков серого, а от этого комедия проигрывает.

Дуэт Купченко и Миронова мне понравился. Ирина Петровна шикарно сыграла секретаршу, которая умеет вселить уверенность в находящегося рядом мужчину, но сама по себе неуверенная женщина с приличным жизненным багажом: есть 14-летняя дочка «по залёту» от первой любви, ушедшего в армию, но не признавшего ребёнка. Три гражданских брака, и, наконец, скоропалительный брак с героем Миронова, которого она очень ревнует ко всем женщинам, но одновременно учит, как на работе устанавливать взаимоотношения начальник-подчинённый, как очерчивать личные границы, и ставит на место его родителей, с которыми молодожёнам теперь вместе жить.

Фильм четвёртый по списку. Ирина Купченко в роли ершистой героини.

Фильм «Одинокая женщина желает познакомиться», 1986 года.

Приведу цитату с сайта Домкино.рф: «Однажды писатель Виктор Мережко увидел на столбе объявление: «Одинокая женщина желает познакомиться». В начале 80-х такая самореклама казалась чем-то немыслимым. Тогда ничего подобного не публиковали даже в газетах, а о сайтах знакомств никто и не мечтал. Мережко рассказал об увиденном своей жене, но та не поверила. Чтобы доказать свою правоту, сценарист кинулся на улицу за вещдоком, но объявления уже не было. Этот случай так поразил Мережко, что он написал сценарий. По которому режиссёр Вячеслав Криштофович и снял фильм с одноимённым названием».

Ирина Купченко: «Я часто играла в кино одиноких женщин. Видимо, потому режиссёр и пригласил меня на роль Клавдии. Этой ролью я, как тогда писали, „Закрыла тему“». На момент съёмок актрисе было 38 лет.

Ирина Купченко: «Картина дорога мне тем, что она даёт понять — смысл жизни заключается не в той пресловутой независимости, о которой мечтает большинство женщин, не в материальном благополучии, а в биологическом, божественном предназначении женщины. Она должна любить и быть любима, должна рожать и воспитывать детей. Должна быть просто счастливым человеком… Героиня в дождь, в темень бежит по улицам и расклеивает объявления. А потом ищет того единственного, кого ниспослала ей судьба. И пусть он опустившийся и сломленный человек, у неё появляется возможность заботиться о нём. Кормить его, обстирывать, спасать от самого себя и быть рядом с ним женщиной!»

Александр Збруев: «Валентин не простой человек — он бывший артист, который спился. По сути, хороший человек. Зрительницы очень жалели его. В финале Клавдия прогоняет моего героя. Наши сердобольные женщины потом писали Ирочке Купченко душераздирающие письма: найди его, Клава!».

К вышесказанному хотелось бы добавить, что, как и в фильме «Чужие письма» в данном сюжете чётко прослеживается психологическая модель треугольника Жертва — Тиран — Спаситель. Сначала героиня Ирины Купченко предстаёт Жертвой – одинокой женщиной, издавшей крик о помощи, расклеив объявления по городу в поисках отношений с мужчинами. А с появлением героя Александра Збруева, представшего перед ней сначала Тираном, она превращается сначала в Тирана, затем в Спасителя, а герой Збруева балансирует на грани Жертва-Спаситель. Осознание этих ролей помогает героине Купченко выйти из треугольника и освободиться как внутренне, так и внешней (здесь речь идёт об увольнении с работы и о том, что Клавдия решает «плюнуть» на общественное мнение и поставить в приоритет своё собственное счастье).

Почему я назвала героиню Ирины Купченко ершистой? Так меня называл один начальник по бывшей работе, объясняя: «Ты как ёж – иголки выпустила и никого к себе не подпускаешь. А надо быть мягче». Так и одинокая женщина Клавдия и хочет вроде любви и отношений, но из-за своих «колючек» и каких-то внутренних ограничений, не может и видимо боится впускать в свою жизнь нового человека.

Ирине Петровне удалось передать трансформацию своей героини, от отчуждения до принятия и прощения, готовой в финале картины впустить в открытую дверь соседку по лестничной площадке в качестве подруги, пионеров в качестве волонтёров, а главное – мужчину.

Фильм пятый по списку. Ирина Купченко в роли человека режима.

«Ближний круг», 1991, драма, биография. Режиссер А. Кончаловский (совместное производство США, СССР, Италия).

Инфо с Википедии: «Фильм рассказывает историю одного человека — Ивана Саньшина, который был киномехаником Сталина. Он работал на Сталина с 1939 года и до смерти вождя. Основные действующие лица — сам Иван, его жена Анастасия и соседка, еврейская девушка Катя. Родителей Кати репрессировали, и она оказалась привязанной к Анастасии. В судьбе Ивана Саньшина происходит настоящая трагедия — его жена становится любовницей Берии и далее её судьба несколько туманна. Примерно через год она возвращается к Ивану беременной и кончает жизнь самоубийством. Иван же, несмотря на это, остаётся преданным режиму и Сталину лично. Его сосед Бартнев с горечью замечает, что именно благодаря таким наивным и добрым людям держится тоталитарный режим, основанный на культе личности».

Режиссёр А. Кончаловский снова собрал в фильме звёздный состав:

Том Халс — Иван Саньшин (озвучивает Евгений Миронов)

Александр Збруев — Сталин

Боб Хоскинс – Берия (озвучивает А. Кончаловский)

Олег Табаков — Власик

Ирина Купченко — директриса детского дома

Александр Филиппенко — майор Хитров (озвучивает Борис Быстров).

Актёр Том Халс (Саньшин) известен в первую очередь по своей феноменальной роли Моцарта в фильме «Амадей» (1984г.) (статуэтка «Оскар» досталась исполнителю Сальери, а я бы отметила Халса). Кто не смотрел данное произведение Милоша Формана – рекомендую!

А Боб Хоскинс, известный по главной роли в «Кто подставил Кролика Роджера», в роли Берии, просто невероятный. Мне кажется это 100% попадание в образ!

Теперь непосредственно к «Ближнему кругу». Данный фильм я посмотрела ещё в далёком 1992-1993 году, будучи еще несовершеннолетним ребёнком. Смотрела с мамой за компанию и, конечно, ничего не поняла.

Посмотрев фильм свежим взглядом скажу, что его можно было сделать лучше. Но снимался он для иностранного зрителя, и попытка известных иностранных актёров хорошо сыграть истинно советских граждан в очередной раз провалилась.

После этого фильма остался «artificial flavor», то есть послевкусие ненастоящего кино. Ненастоящих страданий. Оно не берет за душу, не вовлекает в переживания героев, хотя тема фильма мне близка: мой прадед был репрессирован и расстрелян, многодетная семья бабушки признана врагами народа, и отголоски этого аукаются родственникам до сих пор.

Перейдём же к игре Ирины Купченко в роли директрисы детского дома, куда попадает девочка Катя (см. про инфо из Википедии). Само название роли – директриса, а не директор, уже накладывает отпечаток того, что героиня ведёт себя соответствующе. Её не трогают детский плач, изъятых у родственников детей, скотские условия их нахождения в стенах детского дома.

Она даёт такую пощёчину Анастасии Саньшиной, пришедшей за Катей, что удивляешься, как у неё лицо осталось на месте. Директриса курит как паровоз, ругается и не делает никаких поблажек ни старым, ни младым. Но в глубине души, она всё прекрасно понимает, только не позволяет себе показать эту слабость, иначе отправят её в лагерь, как врага режима. Ирина Петровна очень хороша в данной эпизодической роли почти антигероя. Хотя экранного времени у неё меньше 5 минут.

В заключении отмечу, что было удивительно к концу фильма обнаружить, что смотрела я фильм 5 марта 2021 года, а ведь именно в этот день в 1953 году умер Сталин. Это называется, оказаться в потоке.

p.s. оффтоп: более сильное впечатление на меня произвёл фильм «Смерть Сталина» 2017 г.  – «Тоталитарная комедия в вольной трактовке». Кто не смотрел – рекомендую вместо «Ближнего круга». Оригинально, абсурдно и смешно, «смех сквозь слезы», психотерапевтично.

Фильм шестой по списку. Ирина Купченко в роли возрастной женщины, влюбившаяся в 20-летнего.

«Летние люди» (1995 г.) по пьесе М. Горького «Дачники»

Синопсис с Кинопоиска: «Представители русского дворянства собрались на даче. Юный дворянин Влас, влюблённый в хозяйку имения, жеманная поэтесса, писатель, который уже давно перестал писать, легкомысленная жена, её любовник и ревнивый муж. Их жизнь протекает размеренно и неторопливо. Они ведут разговоры ни о чём, скучают и ссорятся, флиртуют и веселятся… Но даже страстные романы, которые здесь то и дело завязываются, обычно заканчиваются одновременно с дачным сезоном…».

Несмотря на актёрский состав: Маковецкий, Купченко, Гармаш, Добронравов, Аронова фильм получился, на мой взгляд, скомканным. Каким-то истеричным. Наверное, можно списать на то, что фильм для режиссёра Сергея Урсулюка (известный как режиссер телесериала «Ликвидация») был вторым по счёту.

 

Или просто я не люблю фильмы, где все громко разговаривают, переигрывают. А ещё хуже, все говорят одновременно. Если же страдания русской интеллигенции вам близки, то welcome на просмотр. Всё же мне, кажется, что сама пьеса или спектакль будут интереснее.

 

В этой актёрской какофонии звуков выделю игру Ирины Купченко, тем более её героиня даже визуально отличается от всех героев. Все в белом, она же в красном!

И смятение чувств к молодому герою Власу (красавчик) передано шикарно (лучшая сцена фильма).

Фильм седьмой. Ирина Купченко…, наконец-то гештальт у одинокой женщины закрыт.

«Приходи на меня посмотреть», 2000г. по мотивам пьесы Надежды Птушкиной «Пока она умирала», она же и сценарист картины.

Премьера фильма состоялась 20 лет назад (как быстро летит время), а именно 13 января 2001г. Режиссёрский дебют актёра Олега Янковского и оператора Михаила Аграновича получил высшую кинонаграду «Выборгский счёт» на кинофестивале «Окно в Европу» (2001 год).

Синопсис с сайта Кинопоиск: Софья Ивановна (Екатерина Васильева) давно не встаёт со своего кресла. А её единственная дочь Таня (Ирина Купченко), похоже, смирилась с положением старой девы. Вся её жизнь — это заботы о больной матери. Но в один из предновогодних вечеров Софья Ивановна собралась умирать. И с этого момента в московской квартире начинаются настоящие новогодние чудеса.

Постараюсь быть краткой. Кино чисто женское (см. инфо про сценариста). И чисто рождественское/новогоднее. Сказка для взрослых женщин про возрастную Золушку, которая, ожидая своего принца, потеряла уже надежду найти его. В жизни, конечно, такого не бывает, но для поднятия настроения и веры в светлое будущее можно разок-другой посмотреть.

Что же об игре Ирины Купченко, то первую половину фильма меня не покидало ощущение, что она играет ту же героиню, что в фильме «Одинокая женщина желает познакомиться», только с престарелой мамой в квартире. На мой взгляд, именно старую деву ей не очень удалось воссоздать. И её поведение/игра в сценах с героем Олега Янковского как под копирку со Збруевым.

Но когда появляется четвёртый герой фильма в исполнении Натальи Щукиной («Интердевочка», «Дорогая Елена Сергеевна»), игра Ирины Купченко преображается.

И преображение, кстати, удалось – как в сказке про Золушку на новогоднем балу героиня предстала во всей красе.

Насчёт игры Олега Янковского… не дотянул он до роли богатого и успешного принца. Выглядит уставшим и потрёпанным, даже в костюме. Мне кажется, что Сергей Жигунов смотрелся бы лучше. Но авторское кино, на то и авторское.

Главным же украшением фильма является Екатерина Васильева. Её героине я поверила больше всего. После её Шемаханской Киры Анатольевны из «Чародеи» (1982г.) и Екатерины Медичи «Королева Марго» (сериал, 1996г.) было приятно наблюдать за мягкой, печальной, забавной престарелой женщиной. Васильева прямо затягивает зрителя в свою орбиту. Просто прелесть!

И ещё немного про сам фильм. Из-за того, что всё в конце немного приторно, и путь героев к счастью, как в сказке, не особо проходил через сильные испытания, остаётся послевкусие, что переел сладкого. Но гештальт закрыт — героиня не выгнала принца и стали они жить вместе долго и счастливо, по ходу пьесы. Хотя надо отдать должное, что в современном отечественном кинематографе мало хороших и добрых фильмов. Этот фильм исключение. Так что к просмотру рекомендую.

А теперь признание. Due to (из-за) загруженности, не успела посмотреть еще 3 заявленных мною фильма с Ириной Петровной Купченко:

«Пара гнедых», 2009, мелодрама;

«Самая лучшая бабушка», 2009, мелодрама, комедия;

 «Училка», 2015, драма, боевик.

Поэтому, надеюсь вы не против, я сделаю в ближайшие дни второй пост «Ирина Купченко post sсriptum» с моим резюме по её актёрской игре и голосованием за лучшую роль актрисы, чтобы выполнить обещанное и закрыть уже свой гештальт.

Спасибо за внимание к моему посту, части первой. Всем хорошего кино и отличного настроения! До скорой связи!

И простите за ошибки, неточности и качество фото. Было 25 попыток опубликовать пост раньше. Публикуюсь редко, рука не набита 🙂

Источник