«Охотник за головами или человек вне времени»

Раньше уже был пост про фотографа с его работами. Фотографий очень много и все такие интересные, что хочется смотреть и рассматривать каждую. Наверное его имя может кому-то ничего и не сказать. Так бывает — он все-таки стал известен немного в другую эпоху. Когда звезд кино и театра можно было запросто встретить на улице, в метро — они не прятались от вспышек папарацци. Может потому, что в 70-е — 80- е годы таких слов-то не знали. А вот любимцев публики хотели видеть все. И не только в кино, но и на обложках журналов, календарях, словом — так близко, как это возможно. Не зря же говорят, что некоторые актеры иногда становятся родными, буквально входя в каждый дом. Одна из причин — их фотографии, и Валерий Плотников делал и продолжает это делать замечательно.

Валерий Плотников родился 20 октября 1943 года в эвакуации, а осенью 1945 года вернулся в родной город. Учился в художественной школе при Академии Художеств в одном классе с Олегом Григорьевым, Михаилом Шемякиным, Юрием Русаковым. Потом был художественный институт, служба на Северном флоте. Поступление во ВГИК (мастерская А.В. Гальперина). Практика на картине А. Кончаловского «Дворянское гнездо» и «Мама вышла замуж» – режиссерский дебют. И все же – после окончания ВГИКа в 1969 году профессионально занялся фотографией. Псевдоним фотографа — Валерий Петербургский. Под таким именем фотограф часто выступал в советский период ровно до тех пор, пока Ленинград не переименовали обратно в Санкт-Петербург. Интересно, что такой псевдоним Валерий Фёдорович взял именно в качестве протеста против названия «Ленинград» и обещал отказаться от него, как только городу вернут его исконное название — не Питер, не Петроград, а именно Санкт-Петербург. И после того, как это произошло, он в шутку начал представляться «человеком, который вернул городу его подлинное имя». 

Первая персональная выставка – в «Доме кино» в городе на Неве в 1976 году. Сегодня их – более полста!

На фото — обложки «Советского экрана», которые мастер неизменно называл «антисоветским».

«Охотник за головами или человек вне времени»

Именно так называют известного фотографа Валерия Плотникова люди, которые с ним работали. О нём говорят, что он художник и эстет, фотограф и режиссёр в одном лице.
Без фотографий Плотникова не выходил ни один советский глянцевый журнал. Его снимки публиковали и зарубежные популярные издания. Валерий Плотников признанный профессионал своего дела, он продумывает каждый кадр, как кинопостановку. Его фотографии – произведения искусства. Плотников сам подбирает реквизит, решает, каким будет костюм героя фотографии. «Съёмка – это последняя деталь, и не самая главная», – утверждает он. Плотников никогда не снимал людей, которые ему не нравятся. Это один из главных принципов его работы. Как-то раз ему задали вопрос: «Каким характером должен обладать современный фотограф?». Валерий Плотников ответил просто: «Фотограф должен любить жизнь, восхищаться жизнью. Если вы любите природу, людей и мир вокруг себя, и получаете удовольствие от того, что живете, вы сможете делать по-настоящему хорошие фотографии».

Про Плотникова говорят, что у него сложный характер и он дотошный и принципиальный человек. Рассказывают, как он целый год ждал «правильного» солнца, чтобы сфотографировать актрису Ирину Купченко в усадьбе «Архангельское». Как раз очень кстати за год ожидания появился и костюм, подходивший для фотосъёмки, — его сшил Вячеслав Зайцев в двух вариантах — чёрном и белом. Но в день, когда должна была,наконец, состояться съемка, пошел дождь. Плотников больше не мог откладывать фотосессию, поэтому и он, и актриса, и все, кто приехал помочь с организацией, часами ждали, когда дождь поутихнет. В итоге этот портрет Ирины Купченко стал одним из самых известных снимков актрисы.

Валерий Плотников готов на всё ради хорошего кадра. Для съёмки актёра Анатолия Солоницына он выпросил породистую собаку у прохожей, Александра Ширвиндта, в свою очередь, Валерий уговорил пить в кадре спиртное, а актрису Наталью Аринбасарову даже, как пишут различные источники в СМИ, ввёл в транс, чтобы добиться нужного ему взгляда во время фотосессии на сене.

История одной фотографии

Воспоминания фотохудожника Валерия Федоровича Плотникова были опубликованы в летнем номере «СК Новости» в 2013 году.
«…Мы с ним были даже соседями, когда я работал в театре Ленсовета, а он жил как раз на нашей лестничной площадке, там было общежитие театра. Я сделал портрет Анатолия с догом. Грустная история и грустная съемка. Это был заказ от киножурнала, они хотели портрет актера разместить на обложке.
Я знал, что он бедно жил, как церковная мышь, и особенно не обращает внимания на это, и попросил его чуть приодеться. Остальное, думал, доберем в павильоне.
Приходит Толя в свитерочке под горло бледно-песочного цвета…А у него лицо сложное, оно менялось, когда он был в образе. А вне его, не советское какое-то, страдальческое, моментами, как не от земли, юродивое…
Ну, думаю, никто такую обложку не утвердит. Так в раздумьях вышел в коридор. И – могу сказать о том, что мне, действительно, везло и везет. Вижу, навстречу мне идет дама с догом. С какой горы она в коридоре «Совэкспортфильма»?! И дог у нее не черный с белым или не серый, а именно такой же песочный с белыми проплешинами, под цвет этого несчастного свитерочка Толи Солоницына и моего фона.
Словом, дама согласилась одолжить дога и получилась богатая фотография. И все поверили, мол, раз у большого артиста собака такая породистая, дорогая, значит, и у него все так же благополучно».

Александр Розенбаум. Фотография для альбома  «Вялотекущая шизофрения»

Алена Свиридова

Анастасия Мельникова

Аркадий Райкин

Валерий Золотухин

 

Вера Глаголева

Владислав Флярковский

Владимир Зельдин

Вячеслав Тихонов

Игорь Угольников

Илья Олейников

Клара Лучко

Людмила Гурченко

Анатолий Ромашин, 1974

Никита Михалков

Олег Меньшиков и Сергей Бодров

Олег Табаков и Армен Джигарханян

Ролан Быков

Елена Соловей, 1970

Фотография Елены Соловей, где она в центре круга из разложенной юбки-веера. Это фотография создавалась не в положении сверху над лежащей актрисой, как это может показаться, а стоя возле фона, на который Валерий Плотников булавками по кругу прикрепил юбку. Юбка была сшита из жёсткой ткани и поэтому очень хорошо держала заданную форму.

Фотографу больше нравится эта фотография Елены Соловей — для проб к фильму «Дубровский», где он нарядил её в коротенькую газовую занавеску и снял на контрастном чёрном фоне. На этом чёрном фоне оказался запечатлён и палец Рустама Хамдамова — сценариста, художника и кинорежиссёра, который поддерживал этот фон на съёмке.

Юрий Любимов и сын, 1981

Марина Неелова, 1982

 

Последние годы Валерий Плотников снимает нечасто — в основном фотограф занимается каталогизацией и публикацией своих архивов.

Если будет интересна эта тема, то с удовольствием продолжу.

При подготовке статьи использовались сайты, посвященные творчеству фотографа В.Плотникова.

Источник