Рандомная рецензия на Дона Хуана Карлоса Кастанеды
Интересно отметить, что современные адепты Карлоса Кастанеды отрицают связь своей философии с шаманизмом, ссылаясь на мнение самого Кастанеды, который в начале семидесятых годов двадцатого века торжественно отрекся от описания наркотических практик дона Хуана. Ведь после опытов с ЛСД эти практики оказались в США под строгим запретом. И Кастанеда, как опытный коммерсант-мистификатор, послушно изменил содержание своих книг, начав называть свое учение просто магией или нагвализмом.
Хотя любой специалист по шаманизму по-прежнему видел в творчестве Кастанеды лишь фэнтези по мотивам шаманских практик. Да и чему другому мог научить автора индеец-шаман, от образа которого уже невозможно было избавиться? Однако, мало кто из почитателей Кастанеды обладал желанием читать научные книги или переводы реальных мифов. Этим людям хотелось сразу подняться над скучной современной системой и оказалось в красивой сказке, которую выдумал для них Кастанеда.
Ни одно явление нельзя рассматривать таким, каким оно оказалось сегодня, не задумываясь – откуда оно взялось. Представление о множестве разных миров – это традиция первобытного шаманизма. Таким оказался вывод человека, впервые задумавшегося над тем – что он видит во сне? И действительно, не очень важно, как добиться яркости видений. Главное, что эти видения в сущности – сны, и созерцающий их – не пробуждается, а засыпает. Поэтому дальнейший результат зависит от качества интеллекта спящего — одни способны открыть во сне Таблицу Менделеева, а другие просто развлекутся или сойдут с ума.