15 августа отпраздновала свой юбилей актриса Людмила Хитяева. Про таких Женщин говорят: порода, харизма. В свои 90 Людмила Ивановна очень достойно выглядит, показывая, что и в старости женщина может быть красивой, имея особый шарм, не искорёженный филерами, пластикой, ботоксом.
Людмила Ивановна Хитяева. Родилась 15 августа 1930 года в Горьком (ныне Нижний Новгород). Советская и российская актриса театра и кино, телеведущая. Народная артистка РСФСР (1983).
Отец — Иван Яковлевич Хитяев, инженер-экономист, во время Великой Отечественной войны работал на военном заводе, затем занимал высокие посты, часто бывал за границей. Мать — Вера Ивановна Хитяева, военврач 1-го ранга.
Как рассказывала актриса, воспитание в семье было строгим, но в то же время с родителями у нее были крайне доверительные отношения. «У меня с родителями была потрясающая связь, полное взаимопонимание. Всю жизнь мы были друг с другом рядом. И оба они умерли на моих руках. Когда это все произошло, мне даже не хотелось жить», — вспоминала она.
Хотя актрисой становиться не мечтала, но в 1948 году поступила в Горьковское театральное училище, в которое пришла за компанию с подругой.
В 1952-м окончила Горьковское театральное училище и поступила в труппу Горьковского драмтеатра, в котором прослужила около десяти лет. Актрису звали в московские театры, но она отказывалась из-за мужа: «Меня тоже приглашали в столичную театральную школу, но мы с тогдашним мужем работали в паре и не захотели рассоединяться. Работала всю жизнь в театре, куда меня распределили, в Нижнем Новгороде. Но какой это был театр! Люди садились на поезд и ехали из Москвы на премьеры… Так что я ни о чем не жалею», — рассказывала актриса.
Именно в Горьковском театре ее заметил писатель Анатолий Рыбаков, который и порекомендовал актрису режиссёру Киностудии имени Горького Исидору Анненскому. А тот тогда искал исполнительницу главной роли в своем фильме «Екатерина Воронина».
Именно режиссер Исидор Анненский в 1957 году и открыл актрису для кинематографа. Она исполнила свою дебютную роль — Екатерину Ивановну Воронину, советскую деловую женщину, прошедшую путь от простой работницы до начальника участка речного порта.
Фильм «Екатерина Воронина» положил начало не только кинематографической карьере актрисы, но и галерее образов сильных женщин, которые были созданы Хитяевой на экране. Одновременно со съемками в «Екатерине Ворониной» она получила приглашение от режиссера Сергея Герасимова на роль Дарьи в картину «Тихий Дон». Как говорила актриса, эта роль стала главной в ее карьере, своего рода визитной карточкой. После работы в «Тихом Доне» Хитяева сразу стала звездой советского экрана. «Дарья — натура удивительно богатая, сильная, страстная и в то же время полная противоречий», — говорила актриса о своей героине.
После «Тихого Дона» актриса стала и одним из занятие-символов советского кино. В дальнейшем она не раз играла красавиц, по которым сохнут мужчины. Такой она была и в реальной жизни. Актриса говорила: «Все мои героини очень соблазнительные. Но я ничего для этого специально не делала. Например, как уже говорила, в жизни косметикой не пользуюсь. А вот модницей была страшной! Мой отец занимал высокие посты, и у него была возможность ездить за границу, доставать хорошую одежду. О джинсах в нашем театре еще никто и не слыхивал, а я уже щеголяла в них. У меня было с десяток шуб! И все роскошные, норковые».
Далее Сергей Герасимов пригласил актрису в свой фильм «Поднятая целина», еще одну экранизацию Шолохова. Ей досталась роль разгульной Лушки (очень схожей с Дарьей Мелиховой). К слову, на эту роль ее утвердил лично Михаил Шолохов. Актрису взяли без проб. Впоследствии она рассказывала, что протекция Шолохова несколько осложнила работу — она переживала и боялась подвести мэтра. И в ходе съемок случалось, что некоторые сцены не удавались. Она рассказывала: «Герасимов был недоволен мной, не нравилось ему, как я выла над покойником. И тогда Сергей Аполлинарьевич познакомил меня с местной казачкой Марьей Петровной и посоветовал поучиться у нее голосить. Мы поехали на соседний хутор и присоединились к трем старушкам, находящимся около покойника. Моя спутница начала голосить, да так, что я только подивилась ее таланту. Так мы впятером и проголосили весь вечер. Ночь я не спала, а рано утром начались съемки. Когда привезли «убитого» Петра, я с таким искренним чувством плакала и причитала, что «покойник» от удивления открыл глаза. После съемки ко мне подошел Герасимов, пожал руку, поздравил с успехом».
Также большим успехом пользовался у зрителей фильм «Евдокия» режиссера Татьяны Лиозновой, снятый по сценарию писательницы Веры Пановой. Об этой работе актриса говорила, как об одной из самых своих любимых ролей в кино: «Одна из самых любимых – в фильме «Евдокия». На нее претендовали многие актрисы, например Клара Лучко. Я же тогда была достаточно молоденькая и думала, что мне предложат, например, роль дочки главной героини – фронтовички Кати, а главная героиня достанется, например, Вере Марецкой, я даже сама рекомендовала ее. Но режиссер Татьяна Лиознова видела только меня. И меня очень серьезно старили для этой роли». Сравнивая себя с Евдокией Чернышевой, актриса отмечала: «Моя героиня впускает в дом человека, который с ней гулял, а потом бросил, от которого она была беременна и сделала аборт. И она снова доверяется ему. Я бы на такое никогда не пошла! И не поверила бы снова человеку, который меня уже раз обманул».
Также большим успехом пользовался у зрителей фильм «Евдокия» режиссера Татьяны Лиозновой, снятый по сценарию писательницы Веры Пановой. Об этой работе актриса говорила, как об одной из самых своих любимых ролей в кино: «Одна из самых любимых – в фильме «Евдокия». На нее претендовали многие актрисы, например Клара Лучко. Я же тогда была достаточно молоденькая и думала, что мне предложат, например, роль дочки главной героини – фронтовички Кати, а главная героиня достанется, например, Вере Марецкой, я даже сама рекомендовала ее. Но режиссер Татьяна Лиознова видела только меня. И меня очень серьезно старили для этой роли». Сравнивая себя с Евдокией Чернышевой, актриса отмечала: «Моя героиня впускает в дом человека, который с ней гулял, а потом бросил, от которого она была беременна и сделала аборт. И она снова доверяется ему. Я бы на такое никогда не пошла! И не поверила бы снова человеку, который меня уже раз обманул».
Актриса активно снималась до начала 1980-х. В частности, в 1982-м на экраны вышел фильм Геннадия Васильева «Василий Буслаев», в котором она сыграла второплановую роль — матери былинного героя Амелфы Тимофеевны. Затем ее появления на экране резко уменьшились. Исполнила несколько ролей в начале 1990-х и затем в начале 2000-х, в частности, в лентах «Покаянная любовь», «Сыщики районного масштаба-2», «Хлеб той зимы». В 2014 году вела ток-шоу «Дело ваше» на Первом канале.
Первый муж – Александр Белокринкин, актер. Он был на пять лет старше ее. Поженились, когда оба учились в театральном, затем работали в одном театре. В браке родился единственный сын актрисы — Павел. «Он за мной год красиво ухаживал, все присматривался. Был немногословен, а если говорил, то произнесенное было весомо. В нем была мужественность и основательность. С ним было не страшно пойти куда угодно. Он был умен, талантлив… К сожалению, мы недолго прожили вместе. Я ушла от него, хотя сильно его любила. Мне тогда что-то показалось. Потом я поняла: это было ошибкой… В молодости кажется, что много еще таких мужчин и такой любви встретишь… Мой первый муж женился только через 14 лет после нашего разрыва и, говорят, умирал каждый раз, когда слышал о моем новом замужестве», — рассказывала актриса. Сын Павел работает в Таиланде. Внук живет в Америке. Также у актрисы есть внучка, она проживает в России.
После разрыва с первым супругом актриса долго не выходила замуж. Однако романы у нее были. Она вспоминала о своих отношениях с мужчинами: «Я тот человек, который сам себе делает жизнь — сама себе мужчина и сама себе женщина. Но когда я люблю человека, то в нем как бы растворяюсь. И мой уход для мужчины — трагедия. Я многих мужчин наказывала, и своим уходом в том числе. Все было хорошо, а я вдруг исчезала. Говорила: «Я вас видеть не хочу. Все кончено. Извините!» Раздавались телефонные звонки, начинались преследования… Мне попадались такие мужчины: познакомятся и вцепляются мертвой хваткой. А я потом не знаю, как от них отделаться… Но быть свободной — это у меня от рождения… Считаю: в жизни творческого человека главное — работа, а все остальное — вторично».
Второй муж — врач-уролог Борис Якобсон. Он долгое время ухаживал за Людмилой, добивался ее расположения. В итоге они поженились. Брак распался из-за измены супруга: актриса неожиданно приехала из командировки на день раньше запланированного срока. Она вспоминала в программе «Судьба человека»: «Как-то раз я приехала с гастролей раньше времени и увидела, как он сидел рядом с женщиной и пил коньяк. Наутро мы серьезно поговорили. Я сказала, что могла бы простить ему даже измену. Меня возмутило, что он привел женщину именно в семейный дом».
Стоит отметить, что к тому моменту актриса была беременна от Якобсона. В порыве ненависти к супругу артистка сделала аборт. По словам Людмилы Ивановны, она сознательно причинила боль Борису. Мужчина рыдал, когда узнал об аборте. И сама она позже также сожалела о произошедшем. После этого аборта актриса уже не могла иметь детей.
Третий муж (гражданский брак) — Валерий Леонтьев, постановщик трюков. Их отношения начались в 1975 году и продлились 20 лет — они расстались в 1996 году. «В одно прекрасное утро я взяла и ушла. Что-то перестало складываться в наших отношениях, все в муже стало меня раздражать. Я поняла: впереди у нас тупик. Ведь я перестала его любить», — поясняла актриса.
Вечера на хуторе близ Диканьки
Финист — Ясный Сокол
Тихий Дон
Людмила Хитяева. Неподражаемая!