Киноигра — Михаил Александрович Ульянов

На часах уже весна, поэтому встречайте —

Михаил Александрович Ульянов (1927-2007)

«Дом, в котором я живу» 1957г (смотрен в детстве).

 В новостройку заселяются новые жильцы. У большой семьи Давыдовых новые соседи – пара из геолога Дмитрия Каширина (Ульянов) и его скучающей красавицы-жены (Мышкова). Годы идут, дети подрастают, начинаются новые заботы, но все планы рушит война.

Роль у Михаила Ульянова здесь небольшая, но довольно интересная. Геолог Каширин горит работой, он постоянно в разъездах и быт со светской жизнью его мало интересуют. Что приводит к разладу с женой, которая хотела вырваться из провинции и пожить полной, интересной жизнью, а не ждать месяцами мужа из экспедиций. Ульянов прекрасно передаёт спокойный, вдумчивый характер Каширина, который сияет от радости в своей работе, умеет быть интеллигентным приятным гостем у соседей на вечеринке, с огромным мужеством и достоинством переживает предательство жены. Собственно, линия Кашириных в этом фильме не самая главная, но достаточно важная. Герой Ульянова производит огромное впечатление на мальчика Серёжу Давыдова, становится для него ориентиром на созидательный труд во благо страны и людей. Вот если второстепенный персонаж с негромким голосом и неброскими, но очень верными жестами, походкой, осанкой, является маяком для юного пытливого ума, то можно точно утверждать, что эта роль удалась.

 В фильме очень много драматических событий, добрую половину истории опаляет война. Хотя бои не были показаны, но жизнь тыла была не менее трудной и ужасной. И эти люди выстояли, сохранили свои нравственные и духовные ценности. Несколько любовных линий (Серёжа (Земляникин) и Галя (Болотова), Лидия (Мышкова) и Костя (Матвеев), Лидия и Дмитрий, да и родители, и сестра с мужем тоже любят друг друга) с не меньшим накалом страстей и драматизма. Я очень рекомендую этот фильм, как жизнеутверждающий, ради надежды и веры в себя.

«Стучись в любую дверь» 1958г (новый).

Фильм о драматической ситуации с детьми из неполных (да и из полных тоже) семей в послевоенные годы, когда нет авторитетного, уважаемого, обучающего и увлекающего взрослого, а есть большое желание красивой жизни, вместо тусклой и обязательной повседневной.

Главный герой Гена Краснушкин – хороший, в принципе, паренёк, небезталанный и с тягой к прекрасному. Но у него переизбыток свободного времени, школа-то заброшена, а мать постоянно в рейсе, и острый недостаток денег на желаемые блага. На помощь приходит шофёр (на самом деле уголовник) Михаил Иванович Прохоров (Ульянов), с пониманием дающий деньги на развлечения, а потом выигрывающий их обратно в краплённые картишки у Генки с товарищами. Михаил Иванович – уважаемый этими подростками человек, покупающий пирожные, лимонад и покрепче, ловко обучивший всех играть на деньги, красиво курить под мечты о лучшей жизни и завораживающий рассказами о своей богатой биографии и свободе. Только долг за эти деньги придётся отдавать противозаконным способом. Ульянов с первых же секунд появления на экране поражает виртуозным воплощением персонажа – человек с приветливой улыбкой, мягким тембром, участливым разговором и пронизывающими насквозь злыми глазами. Идеальное изображение волка в овечьей шкуре. Очень полный, раскрытый образ, ни секунды халтуры.

В финальной схватке у меня просто сердце колотилось, убили же мальчика в «Месте встречи», а вдруг и тут…  Фильм оказался очень переживательным для меня, мальчишек реально жалко всех. И девочку жалко, она свою ношу как может несёт. Спасибо, что по сценарию им всем помогает участливый, понимающий сотрудник детской комнаты милиции Сушков в исполнении милейшего Александра Граве. Может быть этот фильм в какой-то степени и агитка, но проблема детей не у дел актуальна во все времена.  Фильм очень рекомендую к просмотру. И берегите ваших детей.

 

«Три часа дороги» 1963г (новый).

Режиссёр Эдмонд Кеосаян. Короткий рассказ о сильных людях – отце и сыне, которые, внезапно осиротев, нашли в себе силы двигаться вперёд, какая бы пурга и невзгоды не встретились на их пути. Санный поезд, в котором Евгений Иванович (Ульянов) с маленьким сыном Володей (Олег Слепцов) и ещё несколькими пассажирами едут на строительство обогатительного комбината в Заполярье, сбивается с пути в пургу.  Топливо в тягаче закончилось, они потеряли дорогу. Водители позволяют Евгению Ивановичу и Володе побыть наедине в такую тяжёлую пору (напросились погреться в вагончик), потому что тяжёлая ситуация в пути наслоилась на непомерное горе от потери мамы и жены. Отец и сын сидят в тягаче и наконец могут задать друг другу может и не совсем масштабные, но очень для них важные вопросы и получить ответы. Да и просто поговорить, выпустить наружу хоть каплю этой распирающей душу боли. Отец даёт мальчику задание выпускать регулярно сигнальные ракеты, чтобы их нашёл вертолёт. И скаждой ракетой всё ближе помощь, с каждым словом отец и сын ближе друг к другу.

Сами понимаете, какой фильм. Одно начало, когда Ульянов среди студёного рабочего дня с лязгом машин и гомоном рабочих, бежит совершенно оглушённый и ослеплённый  страшной вестью, распахнутый и снявший шапку, не чувствующий дикого мороза, чего стоит. Ни одной фальшивой актёрской работы, 25 минут искренней истории.

И очередной шок от известного сайта – рейтинг -53. Слов у меня нет. И это был последний раз, когда я смотрела рейтинги. Впредь не буду, потому что это уже противоречит здравому смыслу просто.

 

 

«Под каштанами Праги» 1965г (новый).

 Пьеса написана Константином Симоновым в 1945г специально под Валентину Серову. В первые послевоенные годы не сходила с подмостков страны с неизменным успехом. В 60е обрела новую популярность (оттепель, романтика заграничной культуры, и, как говорят, фронтовая ностальгия).

Повествование ведётся о последних днях войны в пригороде Праги. Франтишек Прохазка (Этуш) – врач, отошедший от практики, чтобы не лечить фашистов. Он добрый, широкий человек, которому очень важно сохранить семью, вернее то, что от неё осталось – младшего сына (старший сын ушёл воевать в чехословацком корпусе, дочь второй год в концлагере за пощёчину немецкому солдату), дом, друзей. Он прячет у себя земляка инженера Грубека, помогает соседу поэту (повоевашему в 30е за свободу Испании) Тихому (Яковлев). Три года назад он выхаживал у себя русского капитана Петрова (Ульянов). И вот теперь, когда стрельба ведётся уже в трёх кварталах от дома, в опустевший дом возвращается и дочь с покалеченой русской подругой, и старший сын (очень красивый молодой Марцевич), и снова раненый полковник Петров. Уже прогремели победные выстрелы, уже изгоняются арестованные фашисты, затягиваются раны, но как теперь пойдёт разрушенная жизнь, если домашний мальчик в мирное время одевает военную форму, а друг может оказаться предателем?

 Не смотря на то, что тема войны очень тяжела, не могу отделаться от впечатления, что некоторые персонажи довольно картонные, типажи одним словом. Или это недочёт режиссуры и актёрской игры. Мне очень понравился Яковлев, его поэт Тихий – самая динамичная фигура в пьесе. Очень понравился колоритный водитель полковника Петрова старшина Гончаренко (Волынцев), маленькая, но детально сыгранная роль. Михаил Ульянов в пьесе в своём органичном амплуа – достойный офицер советской армии, немногословен, внимателен, обходителен, даже хитёр в какой-то степени, всегда на чеку и себе не принадлежит (ибо сам выбрал такой путь долга и службы). Ровно и добротно сыгранная роль.

От спектакля ощущение мощной просоветской и антифашистской агитки. Я не могу сказать, что это плохо, это очень своевременно тогда было и нужно. Смотреть или нет – предлагаю выбрать вам самим. От себя добавлю, что самый пронзительный момент пьесы  — трагический финал, вот там браво всем.

 

«Братья Карамазовы» 1968г (смотрела в детстве).

 Режиссёр Иван Пырьев. Этот фильм нельзя смотреть под пивасик или чаёк, если нет цели поставить галочку «да, фильм смотрен». Этот фильм надо не смотреть и слушать, но видеть и слышать. Потому что густота всего просто зашкаливает – каждый кадр наполнен множеством символичных деталей, каждое действо равнозначимо, все главные роли сыграны в крещендо «как в последний раз». Это не вязкая густота повествования, где зритель грузнет в концентрированном действе, тут всё кипит, бурлит и превращается с новыми и новыми ингредиентами. Режиссёрские цели заметны  – если не достучаться, но хоть докричаться до зрителя. Что речь ведётся о мире людей, где мало веры, мало воли, любви, что жизнь крутится телесными страстями в непосредственной близости к земле и даже грязи (в трёх сериях безумно мало ощущения пространства, неба, всё словно увидено и показано с уровня колен, а ведь достаточно голову поднять, распрямиться и вдохнуть воздух посвежее).

Можно как угодно относиться к Пырьеву-человеку или Пырьеву-начальнику, но нельзя отрицать то, что фильм «Братья Карамазовы» — шедевр. И то, что Лионелла Пырьева – жена режиссёра, снимающаяся у него в главной роли, не делает из неё плохую актрису, она сыграла замечательно. И выбор зрелых дядек 42, 44, 31 года и 36 лет на роли героев 28, 23, 20 и 24 лет весьма и весьма обусловлен нравственной, духовной зрелостью не меньше, чем развитым актёрским талантом и опытом. Мне лично сложно представить кого-то в равном возрасте, кто мог бы так полно, ярко и страстно передать образы героев. Я потом обязательно посмотрю новый фильм с более молодыми актёрами, чтобы увидеть, как у них это получилось. Ну а пока вернусь к версии 1969 года.

Иван Александрович Пырьев скоропостижно умер от очередного инфаркта, отсняв всего две серии фильма. Третью серию доснимали и монтировали верные друзья Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. И у них это получилось блестяще (вот, а взяли бы актёров молодых – кто бы это сделал?) Они бережно продолжили символизм, начатый Пырьевом – многократные и разнообразные мотивы триединства и иконографического построения кадра в нужных сценах, живое движение камеры, заполненность важными деталями, игра на разрыв сердца. И небо во всей обширности предстаёт только в арестном путешествии и в самом финале, совершенно слитое  вьюгой (силой свыше) с покрытой чистым полотном снега землёй. По этому снегу уходит осуждённый за чужой грех отцеубийства мученик Дмитрий на казнь каторги, по нему едет верная Магдалина-Грушенька за своей высокой любовью. И с каждой секундой становится всё меньше земли и всё больше неба.

Михаил Ульянов подарил нам образ Дмитрия Карамазова, отставного поручика, старшего сына Фёдора Павловича. Если обычный человек большинство своего времени проводит относительно спокойно, срываясь в аффект в предельно критических ситуациях, то Дмитрий в исполнении Ульянова живёт в этом аффекте ежесекундно. Человек, у которого всё капслоком – слова, жесты, походка, взгляд, поступки. Как он не сгорел, не сожрал сам себя за время этой роли – для меня это огромная загадка. Как они все там выживали во время работы над фильмом? (ну, собственно, сам режиссёр и не выжил…) Дмитрий тих и проникновенен лишь в самых накалённых моментах – близкое общение с Грушенькой, арест, суд. Самая потрясающая (по моему мнению) сцена – свидание Дмитрия и Алексея в остроге. Уж настолько филигранно там талант раскрылся, ну просто слов нет! За секунды показаны самые противоречивые, но самые взаимопрорастающие чувства. Апплодирую стоя.

Но апплодисментов достойны все в этой экранизации: великолепный и злой, уродливый трикстер Фёдор Павлович (Марк Прудкин, до фильма годами оттачивавший воплощение этой роли в театре), бунтующий сам перед собой Иван (Кирилл Лавров), искренний слушатель всех героев, любящий Алёша (Андрей Мягков с лучезарными глазами), честная куртизанка Грушенька (Лионелла Пырьева), смертельно оскорблённая Катерина Ивановна (Светлана Коркошко), устрашающе достоверный Павел Смердяков (Валентин Никулин) и многие, многие другие. Ну, и контрольный в голову – музыку к фильму написал Исаак Шварц.

«Егор Булычов и другие» 1971г (новый).

Режиссёр Сергей Соловьёв. В разъедаемой революционной ситуацией России разъедается тяжким недугом Егор Булычов, богатый купец, промышленник и человек, который всю жизнь себе ни в чем не отказывал. И дочери есть брачная и побочная, и ложе делил не только с супругою своею, но и с сестрой ейной, ныне игуменьей Меланьей. Да и все вокруг так в клубок разномастный и ядовитый скручены и повязаны, что только две отрады – младшая дочь Александра (Васильева) и верная любящая горничная Глаша (волшебной красоты Русланова). Пока Егору кусок в горло не идёт – все с удовольствием регулярно трапезничают, куриные ножки обгладывают, жаля друг друга. Пока он готов всё отдать за самое злое лекарство, лишь бы доктора вылечили – жена считает червонцы, выплаченные за 5 минут консилиума да ещё и стол накрывать пришлось. Пока он , скрученный в узел болью, ждёт укола от Глаши — все пляшут, флиртуют и в Париж собираются. А главное – успеть деньги поделить, пока он не помер или учудил что с завещанием. И размышления у Егора не о грядущем попадании в рай, а что не на той улице всю жизнь прожил, в чужие люди попал, лет 30 уж. И говорить он хочет теперь не то, что приятно и учтиво, а то, что он сам правдой считает. Зачем тратить последние минуты и силы на ненужные приятности? Жил человек, был сам всем миром, да вот светопреставление настало. Вот и персональный архангел Гавриил это протрубить за недорого согласен (одна из самых прекрасных сцен фильма, роскошный Дуров с геликоном).

Одна из мощнейших актёрских работ Михаила Ульянова, по моему мнению. В отличие от громкого Дмитрия в «Братьях Карамазовых», Булычов Ульянова говорит в половину, если не в четверть голоса почти весь фильм. Жесты не широки, но сильны и верны. То и дело прорывается мощь и сила в уже слабеющем теле. Всё ещё любящий жизнь и радующийся ей человек. Бесконечная ирония в наблюдениях за близкими, тяжесть от приближения конца, горячая любовь к Шуре и самая близкая к Глаше, тоска от народных жертв в бессмысленной войне… Но больше – тоска по себе и по тому, что рушится всё вокруг.

Дебютный полнометражный фильм 27летнего Соловьёва уже ярко свидетельствует об уникальном авторском стиле режиссёра. Булычова, по словам самого Сергея Александровича, они делали под трагического Ван Гога (причём снять коренастого крепкого Ульянова как изящного человека с тонким лицом – это подвиг и высокая степень профессионализма, за что мы благодарны Леониду Калашникову, снявшему, кстати, «Анну Каренину» и «Сталкера»). Вместо горластого и толстого попа (в театральных постановках) мы видим иконописно прекрасного Тихонова с мягким, тихим голосом. У замечательных Шарыкиной, Коппеляна, Буркова не столько роли, сколько появление, присутствие в кадре (полагаю, что в символизме Соловьёва это означает, что для Булычёва даже эти яркие и значимые люди уже не важны, пустое, где-то есть там…) Работа со светом очень напоминает картины Рембрандта, а консилиум врачей, кажется, очевидная отсылка к «Уроку анатомии доктора Тульпа» с этими белыми воротничками и абсолютной дистанцированностью от обречённого больного, он уже словно препарат для изучения. Почти монохромная цветовая гамма гармонично перекликается с кадрами настоящей кинохроники 196-1917гг. А в конце и сам Егор Булычов становится кинохроникой. Очень стильный фильм, очень.  И композитор опять же — подарок всем нам Шварц. Искренне рекомендую посмотреть, не смотря на трагический сюжет, такого Горького больше никто нам не покажет!

ПС — За творческую неудачу «Егор Булычов и другие» меня выгнали из кино (С.Соловьёв)

 

Здесь я поделю пост на две части, потому что уже очень много букв, а впереди ещё 7 фильмов. Увидимся чуть позже!

И большое спасибо всем, у кого хватило терпения дочитать.

Источник