О вражде и о красоте

В 1963 году в Крыму и на Рижской киностудии снимался комедийный фильм Генриха Оганесяна «Три плюс два». После выхода фильм имел оглушительный успех, и все исполнители главных ролей стали настоящими знаменитостями, в том числе 22-летний Андрей Миронов, в копилке которого до этого не было по-настоящему «звездных» ролей.

Главные женские роли в комедии исполнили две красивые женщины. Брюнетка и блондинка. Две Натальи – Фатеева и Кустинская

Кустинскую в то время называли «советской Бриджит Бардо». Фатееву часто сравнивали с Элизабет Тейлор. Они обе были в свое время женами известных режиссеров. Кустинская была замужем за Юрием Чулюкиным, снявшим знаменитых «Девчат». Фатеева же только что развелась с Владимиром Басовым, снявшим впоследствии «Дни Турбиных».

Наталья Фатеева, по ее словам, выходила замуж за Басова по любви. Режиссер казался ей гением и очень интересным человеком. Интересным человеком с большим пороком – он сильно пил. И ревновал. И его можно было понять. Наталья была очень красивой женщиной.

Он же в плане внешности был очень далек от того, кто «не пьёт одеколон, а пьёт двойной бурбон», говоря словами из песни Наутилуса… Впрочем, повезло режиссеру или нет, но все три его жены были красавицами и актрисами.

Первая – Роза Макагонова.

Вторая — Наталья Фатеева.

Третья — Валентина Титова.

Итак, на момент съёмок фильма Наталья была свободна и у нее случился курортный, а можно даже сказать – «служебный», роман с Андреем Мироновым, одним из исполнителей главных мужских ролей. Наталья Кустинская, бывшая на тот момент подругой Фатеевой, да и другие очевидцы говорили, что Андрей так влюбился в партнершу по съёмкам, что готов был на ней жениться. Его не останавливал ни тот факт, что возлюбленная была на 7 лет старше его, ни то, что у нее был ребенок от предыдущего брака.

Но их свадьбе не суждено было состояться. Властная мама Миронова не приняла кандидатку на роль жены единственного сына, и эти отношения постепенно сошли на нет. Кроме того, Фатеева, похоже, не рассматривала всерьёз Миронова как жениха, ведь в ее жизни вскорости появился гораздо более перспективный мужчина – космонавт Борис Егоров.

Тогда, в 60-е годы, космонавты были людьми легендарными. Даже просто быть знакомым с космонавтом считалось чем-то недосягаемым и престижным, люди этой профессии были бОльшими «звездами», чем эстрадные певцы и актеры кино; им были открыты все двери. Борис Егоров был женат, когда познакомился с актрисой, но почти сразу же развелся, женился на Фатеевой и их пара стала одной из самых красивых в «светской жизни» того времени.

Через несколько лет совместной жизни космонавт и актриса заметно охладели друг к другу, они оказались совсем разными людьми по характеру и мировоззрению. Чтобы сгладить «трещины» в семейной жизни, они пошли в гости на Новый год к коллеге Фатеевой по фильму «Три плюс два» – Наталье Кустинской.

В то время Кустинская уже развелась с режиссером Чулюкиным и была замужем за переводчиком Олегом Волковым. Когда Фатеева и Егоров пришли к ним в гости, космонавту сразу понравилась подруга жены. Весь вечер Кустинская играла на фортепиано Рахманинова и Шопена – любимых композиторов Егорова, чем окончательно его покорила.

Кустинская и Егоров влюбились друг в друга и начали встречаться. Это был один из самых скандальных романов в СССР в 60-е годы. Во-первых, потому что для космонавта очень важен был «облико морале», а адюльтер – это не комильфо. У Егорова начались проблемы на работе. Во-вторых, законные супруги влюбленных долгое время не давали им свободу. Хотя, по словам Кустинской, Фатеева сама не отличалась супружеской верностью, и будучи в браке закрутила на съёмках фильма «Песни моря» роман с румынским певцом Даном Спэтару.

Как бы то ни было, теперь Наталья Кустинская получила от общественности эпитет «разлучница». И дружбе между актрисами пришел конец.

После вступления в 1971 году в брак, первые несколько лет супружеской жизни прошли счастливо и безоблачно. У пары были роскошные квартира и дача, дома у них часто собирались знаменитости – от космонавтов до известнейших режиссеров. Муж из заграничных поездок привозил Кустинской модные наряды, косметику и другие подарки. Она же украшала своим присутствием кинофестивали и другие мероприятия.

Но в один момент что-то пошло не так. Наталья заметила, что ее стали меньше приглашать сниматься в кино, да и ехать заграницу в числе советской делегации особо не звали…

Кустинская: «Меня после многочисленных проб утвердили на главную роль в фильме по книге Томаса Манна «Волшебная гора». Снимать картину должны были в Мюнхене, а моими партнерами по площадке уже были выбраны Шон Коннери и Шарль Азнавур. Я готовилась к отъезду, как вдруг мне позвонили и сообщили, что «сверху» пришел приказ — за границу меня не выпускать. Насколько я знаю, тогда Фатеева водила дружбу с Цвигуном, первым заместителем председателя КГБ. Он-то и отдал тот приказ».

После этого в жизни Кустинской наступила чёрная полоса. Перелом ноги, измена мужа и его смерть в 1994 г. Через несколько лет – смерть маленького внука и таинственная гибель единственного сына Мити.

Кустинская: «Ясновидящая сказала: «На вас проклятье. Его навела бывшая жена этого человека» – и показала на снимок Бориса Егорова! Она считала, что вы увели ее мужа, и обратилась к колдунье!» – «Фатеева…» – прошептала я. – Теперь понятно, почему беды сыплются на меня одна за другой!»

За все эти годы Кустинская и Фатеева не помирились и старались друг с другом не пересекаться.

Вот что говорит Фатеева. 

Вопрос: А Наталью Кустинскую, с которой снялись в «Три плюс два» и которая не раз говорила о вас в своих интервью, вы когда-нибудь считали подругой?

— Какая она мне подруга, что у меня с ней общего? Я потрясена тем, что эта история с Кустинской тянется за мной столько времени. Мне о ней вообще нечего сказать. Мало ли с кем я снималась, но почему-то никто ко мне не пристает. Мне она совершенно неинтересна, не понимаю, почему надо зацикливаться на прошлом. Сначала она, видимо, завидовала, что мой муж кинорежиссер, потом ей не давало покоя, что я вышла замуж за космонавта. И когда он оказался ненужным, она его прибрала к рукам. Кустинская утверждает, что родила сына от Бориса Егорова, хотя это ребенок от ее предыдущего брака. Даже когда Егоров ее бросил и женился на другой, она все равно что-то рассказывала. Он уже давно ушел из жизни, а ей все равно до меня есть дело. Наверное, это из-за того, что у нее нет своей внутренней жизни. Даже в одном журнале, как мне рассказывали, интервью с ней было озаглавлено так: «Звездный час соперницы Фатеевой». Ну написали бы — «Звездный час Кустинской». Нет, опять Фатеева, потому что без нее никто о героине публикации читать не станет. Так что с женской дружбой особо не получалось».

Холодно и лаконично высказалась. В общем, некогда подруги стали злейшими врагами. Вот такая история. Я стараюсь быть объективной и не принимать ту или иную сторону. Кому из актрис верить, кому – нет, я не знаю. Но я не думаю, что чёрная магия и порча имели место. Череда несчастий Наташи из «Три плюс два» – это страшное стечение обстоятельств. Но правда и то, что в актерском мире существовала не одна история борьбы и соперничества между актрисами. И в советском кино, и в европейском, и в голливудском тоже.

Джоан Фонтейн и Оливия де Хэвиленд (сестры)

Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд.

Если бы не было «яблока раздора» в лице космонавта – мужа сначала одной, потом другой актрисы, возможно, все равно эти женщины соперничали бы в чем-нибудь. Особенно, если бы судьба свела их в дальнейшем, например, на съёмках.  

Когда на экраны вышел «Три плюс два», значительная часть мужского населения страны условно «разделилась» на два лагеря. Одним больше нравилась тёмненькая Наташа, другим – беленькая. Но ведь кроме них были в советском кино и другие красивые актрисы.

Я не мужчина. Но женщина тоже вполне может и имеет право оценить красоту другой женщины.

Красивая брюнетка советского кино – Элина Быстрицкая. Величественная, сдержанная, строгая красота.

Мне ещё больше нравится другая брюнетка – Анна Самохина. Она загадочна и экзотична и особенно ей идут костюмированные роли.

Практически современница Самохиной – Татьяна Лютаева. Мне она не очень приятна, но нельзя отрицать, что в конце 80-х, после выхода «Гардемаринов», значительная часть мужского населения страны в нее влюбилась.

Брюнетка Лариса Гузеева хороша в молодости. Хотя мне больше нигде она не нравится, кроме «Жестокого романса».

Любовь Полищук имела яркую, стильную, «европейскую» внешность.

У блондинки Валентины Титовой тоже утонченная красота.

Ирина Алфёрова красива, одни глаза чего стоят, но у нее довольно скучная энергетика при хороших данных. Но красива в молодости – не отнять.

А актриса Людмила Хитяева, наоборот, очень яркая и с сильной харизмой, эдакая «роковая» женщина. Даже не самая большая в мире красавица, но легко поверить, что в нее многие влюблялись.

Ирина Скобцева в молодости очень хороша, в этой роли по типажу чуть-чуть ассоциируется с Ланой Тернер.

Талантливая Татьяна Доронина.

Легендарная Любовь Орлова.

Я немного не понимаю красоты Аллы Ларионовой, но она многим нравится. Она яркая, гламурная и по-настоящему «звездная» актриса.

Виктория Федорова – ещё одно «несоветское» лицо…

«Кавказская пленница» Наталья Варлей.

Две музы Эмиля Лотяну. 

Светлана Тома.

И Галина Беляева.

Главный занятие-символ советского кино в 60-е годы – Светлана Светличная.

Роковая героиня – Людмила Чурсина.

Неподражаемая Маргарита Терехова.

Харизматичная Анастасия Вертинская.

Мне почему-то казалась интересной режиссер и актриса Светлана Дружинина в молодости.

Аристократичная Вия Артмане.

Всех не перечислила. Это невозможно. Красивых актрис много было в СССР, значительно больше, чем красивых актеров.

Ваш выбор

Самая красивая актриса в СССР — это…

  • Для участия в опросе нужно зарегистрироваться

Наталья КустинскаяНаталья ФатееваЭлина БыстрицкаяАнна СамохинаТатьяна ЛютаеваЛариса ГузееваЛюбовь ПолищукВалентина ТитоваИрина АлфёроваЛюдмила ХитяеваИрина СкобцеваТатьяна ДоронинаЛюбовь ОрловаАлла ЛарионоваВиктория ФёдороваНаталья ВарлейСветлана ТомаГалина БеляеваСветлана СветличнаяЛюдмила ЧурсинаМаргарита ТереховаАнастасия ВертинскаяСветлана ДружининаВия Артманедругая актриса

Источник