Служебный Роман: герои и антигерои тогда и сейчас

Приветствую вас, товарищи женщины! Разрешите во первых строках поста поздравить вас с наступающим уже вот-вот Международным Женским Днем, днем борьбы женщин за свободу и равноправие. Разрешите пожелать вам как профессиональных и творческих успехов, так и личного большого счастья — любимых мужей, красивых и здоровых детей, здоровья, конфеток и тюльпанов. 

На этом официальную вводную часть почитаю считать законченной. 

Знаете, я люблю для создания уютной атмосферы в доме ставить на иви хорошие советские фильмы. Ну, пока ты занимаешься своими делами и житейскими хлопотами, тут же показывается кино — сюжет знаком, но можно заново вслушиваться в диалоги, наслаждаться талантливым музыкальным сопровождением, присесть посмотреть какой-нибудь особенно эмоциально-драматический момент — и снова отвлечься по своим делам, ничего не упуская. И вот совершенно недавно попался мне при случайном выборе фильм Рязанова «Служебный роман», и я его как-то внезапно вдруг посмотрела от корки до корки. И удивилась, знаете, разнице в человеческих и общественных ценностях — которые были тогда и которые есть сейчас. Удивительно, как меняются представления о том, что хорошо, что плохо всего лишь на протяжении жизни одного поколения. 

Возьмем, значит, товарища Калугину. Нашу мымру. С самого начала фильма о Людмиле Прокофьевне сослуживцы говорят с некоей чуть ли не жалостью — мол, вся жизнь у ней одна работа, детей и мужа нет, сама скукоженная, как старый башмак, да и нет бы на рабочем месте глазки красить да семейную жизнь устраивать, она еще и какой-то работы от подчиненных требует. Неприятная тетка, но что попишешь — синий чулок. Однако по современным параметрам — посмотрите: успешная женщина, большая начальница всего лишь в 36 лет, своя обставленная квартира в Москве, автомобиль с личным шофером, видимо, хорошо оплачиваемая должность — ей министры звонят. А больше всех критики Калугиной достается от секретарши Верочки, которая в рабочее время фарцует в туалете колготками и постоянно обсуждает по телефону свою и чужую личную жизнь. У Верочки точно так же нет ни мужа, ни детей, но оклад у нее секретарский, начальница с трудом ее терпит (видимо, только доброе сердце мешает Калугиной уволить Верочку, в Советском Союзе было терпимое отношение к халтурящим работникам, а сейчас она бы вылетела без выходного пособия с таким отношением к работе), но Верочка «выглядит» (точнее говоря, считает, что «выглядит») и вокруг нее вертится какой-то мужик (с ним, по видимости, «все сложно»), но она считает себя выше начальницы. Отсюда все эти презрительные — «хорошие сапоги, надо брать», синдром вахтера в терминальной стадии и прочие проявления неуважения к непосредственному начальнику. 

Надо отметить, что сама товарищ Калугина — это такая феминистка здорового человека. Это женщина, которая личным трудом добилась высокого положения и ответственной должности, а некое зеленоволосое существо неопределенного пола с бесконечными рассуждениями о бодишейминге, маскулинности, мизогинии, фэтфобии, харассменте, сталкинге, менсплеинге, газлайтинге, слатшейминге, скиншейминге, неглекте и цисгендерном патриархате. Она одевается не модно, но практично и опрятно, она отлично выглядит для своих (впрочем, невеликих) лет. И явно в отличии от Верочки не находится в активном поиске мужицкого кулака. Появится в ее окружении подходящий мужчина — ну и отлично, не появится — и без него хорошо, посижу в тишине, полистаю журналы. Так же, как и собственно Катерина Тихомирова — тоже успешная советская женщина. Им не нужен какой-то мужчина, какой угодно, да лишь бы был, лишь бы о нем можно было рассказать подругам и предьявить его тревожащемуся, типа, за неправильно живущую одинокую женщину. Нужен тот человек, с которым легко и хорошо, который умен, способен поддержать, понимает. Такого человека нет смысла искать специально. Очень часто подобным фильмам предьявляют претензию — мол, они показывают, что даже очень успешная женщина — без мужика никто. Да нет, не так. Успешные мужчины ведь тоже ищут своих женщин. Просто такова наша культура: человеку нужен человек, мы склонны создавать пары. Но это не самоцель, нужен союз двух самостоятельных, независимо мыслящих индивидуумов, а не просто там какие-то половинки, настолько прям ущербные, что существовать друг без друга не могут. 

Можно, конечно, поспорить, насколько прям нужен Людмиле Прокофьевне побитый молью Новосельцев. Но это бесполезно, важно — что она выбрала его, она его сочла достойным, это ее мнение, ее жизнь и ее право, нам остается только склонится перед таким выбором. Хотя я думаю, что в целом она не прогадала. 

Про Новосельцева скажу, что он хороший , умный, порядочный, не чуждый юмору человек. Активно подаваемая его черта — то, что он — одинокий отец, воспитывающий двоих сыновей. Это здорово, но тут несколько коробит разница в подходе: тех немногих отцов, которые без матери воспитывают детей и честно выполняют свои родительские обязанности, общество склонно превозносить до небес. Можно подумать, что они повторяют подвиг Александра Маресьева, насколько это ми-ми-ми. И в тоже время миллионы матерей, которые, в общем-то, делают все ровно то же самое — клеймятся, как РСП, алчные и вечно рыщущие по сайтам знакомств в поисках идиота, который возьмет на себя финансовое обеспечение чужих …. (тут нецензурно). Ну куда это? Потому я не буду говорить, что Новосельцев поступает как настоящий мужчина. Он поступает как нормальный мужчина. Как нормальный человек. Такое поведение должно быть нормой, а не чем-то прямо — вау прекрасным. 

Самый злодейский злодей в истории представлен в виде Самохвалова. И тут опять таки очевидна разница между тогдашним восприятиям хорошего, и тем, что под ним понимают сегодня. Сейчас никто не видит худого в том, что человек — целеустремленный карьерист, желающий обеспечить себе и своей семье высокий уровень жизни. Напротив, такие люди ценятся и на них велик спрос на брачном рынке. Ничего очевидно плохого Самохвалов не совершает. Да, он предлагает Новосельцеву из карьерных видов немного приударить за начальницей. Но он же не советует прям совратить Людмилу Прокофьевну и коварно обмануть — он говорит: хватить чахнуть, как фикус за рабочим столом, обрати на себя внимание, поговори, немного приударь, наговори комплиментов. И опять же — он не советует Новосельцеву требовать чего-то незаслуженного — просто акцентировать внимание начальства на своих успехах. Разве это плохо?Другое уж дело — насколько коряво сам Новосельцев справляется с заданием — лепит глупости, врет, а потом и вовсе вдрызг влюбляется, разглядев в сухой мымре -начальнице трепетную женщину и хорошего человека. Но ничего из этого Самохвалов Новосельцева делать не просил. Тут как говорила Сусанна: не родись красивым, а родись активным. Можно  одному весь вечер просидеть, а можно так просидеть всю жизнь. Многие советские фильмы как раз о том, чтоб вытолкнуть хорошего, порядочного, но пассивного гражданина из его собственной зоны комфорта и посмотреть, что будет. И то, что будет — будет, как правило — хорошо. 

Отдельная тема — это отношения Самохвалова с мадам Рыжовой. И тут уж точно наши симпатии будут на стороне первого и не в пользу последней. Несмотря на то, что в фильме Рыжова вроде как хорошая, а Самохвалов — мудак. В нашем мире подобное преследование своими чувствами сослуживцев именуется сталкингом. С самого начала отношение Рыжовой к Самохвалову, с которым у ней в юности был студенческий роман, какое-то самодовольно, снисходительно-покровительственное. Будто бы она вообразила, что Юра все так же, уж с двадцать с гаком лет в нее безумно влюблен (а был ли он вообще в нее когда-то влюблен-то?) и спит и видит воссоединиться. Простую вежливость и привычную галантность Самохвалова к дамам она воспринимает исключительно на свой счет. Он-то вежливо старается сместить акценты на «ха-ха-ха» и «до сих пор вы, Оленька, прекрасны!» — а она это воспринимает серьезно и начинает натурально бомбардировать мужика своими неуместными чувствами. Все это усугубляется тем, что не только он женат, но и сама она замужем, и у нее есть дети. Все это некрасиво, неуважительно, в первую очередь в отношении своей же собственной семьи, весь этот всплеск ностальгических чувств (во многом еще и потому, что на работе делать нечего). Самохвалов пытается решить эту проблему своими силами, и когда ему это сделать не удается, ибо Оленька абсолютли непробиваема и не желает зрить реальность, то он обращается к своему начальству, как и должен поступить согласно должностной инструкции. Содержание пространных писем Рыжовой ширнармассам открывает не сам Самохвалов, а вездес(с)ущая Верочка. Именно она занимается травлей Рыжовой в коллективе, но Самохвалов стал лишь невольной тому причиной. Но вот совершенно непонятно — что по логике создателей фильма и пьесы он, в принципе, должен был сделать? Как выйти из ситуации? Он пытался решить сам — его не поняли, пытался обратиться к начальнику — его послали. Что он должен был развестись с женой и женится на Рыжовой, потому что у ней любовь?

При том, что сам Юрий Самохвалов мне неприятен своим очевидно потребительским отношением к людям и явным лицемерием, ничего абсолютно плохого в рамках Служебного Романа он, на мой взгляд, не совершил. 

Извините, если все сбивчиво, сумбурно — я давно не писала посты, и я даже давно не писала ничего вообще, кроме статей о сертификации сварочного оборудования.  Так что мой сумрачный гений немного заперт и немного беснуется в своей депривации. Хорошие фильмы хороши тем, что на их примерах мы можем немного обсудить жизнь — это те ролевые модели, которые и на самом деле случается, жаль только, что не всегда и не у всех получается так хорошо, как у киногероев. 

Желаю, чтоб именно у вас все так и получалось.

С праздником!

— Ну, чтоб все были здоровы!

— Прекрасный тост!

Источник