Киноигра — Михаил Александрович Ульянов, часть 2

Михаил Александрович Ульянов, продолжение.

«Тема» 1979г (смотрела пару лет назад).

Этот фильм уже был рассмотрен в киноигре в замечательном посте katcat об Инне Чуриковой. Поэтому я не буду в очередной раз пересказывать содержание или канву фильма и перейду сразу к впечатлениям.

Начало, белоснежная страница жизни по которой сперва едут в машине, а после перебегают туда-обратно маленькие муравьи, даже не оставляющие заметного следа на листе. Переругиваются о преимуществе Пахмутовой перед Шубертом, мирятся, едут дальше. Эти муравьи – известные и всячески заслуженные писатели, которые почтили своим визитом провинцию в поисках вдохновения. В голове одного прокачанная мышца привычно создаёт красивый и удобочитаемый текст с важными для подрастающего поколения и худсовета (или литсовета, я просто не в курсе, как это делалось в советские времена) словами, оборотами и посылами.

А на самом деле этот всякозаслуженный писатель с горьким восторгом ведёт репортаж о том, что он уж который год падает с двадцатого этажа, стремительно и бесконечно долго одновременно. По пути писателю с балконов ещё дарят цветы, угощают, говорят приятные слова и даже девушки дарят поцелуи. Он ещё может в падении покрасить рамы в своей квартире, краску и кисточки ему предоставляют за несколько профессионально сказанных слов. Ему интересно подсмотреть сквозь чужие окна кипящие жизни и настоящие трагедии, украдкой и почти преступно. Он даже пытается просунуть в прутья соседского балкона пальцы, чтобы задержаться тоже стать частью той жизни, ведь он такой заслуженный и блестящий. Только мышца прокачана для совсем других дел и пальцы разжимаются.

Финал, накрепко исписанная чернилами событий страница жизни подпалена с одной стороны горящей машиной, а маленький изломанный приземлением муравей звонит из телефонной будки  Саше, ведь только она спасёт его. Но спасает по факту честный младший лейтенант Синицын, днём ранее заслуженно продырявивший заслуженному писателю талон. Нежеланная синица в руке спасает мураша, пока настоящий журавль летит в чужие заморские страны умирать там от тоски.

Михаил Ульянов в этой истории играет главного героя, драматурга с громким именем Ким Алексеевич Есенин, человека, которому 55, нет, всего лишь 54 с половиной года, а душой он ещё моложе, ему нет и 30ти, верно? Человека, пьесы которого Сашенька в детстве знала наизусть. А сейчас только бывшая учительница, ныне пенсионерка Мария Александровна да молодая очередная любовница по прежнему благоговейно отзываются о его зовущих и вдохновляющих на подвиги пьесах. Человека, прекрасно сознаюшего своё непрерывное падение. И при этом не видящем дальше собственного носа, что не он центральная фигура в разыгрывающейся вокруг драме и не о нём заплачет героиня. Роль непростая, неоднозначная, непривычная для главного героя в советском кинематографе тех лет. И роль сыграна великолепно – от самодовольного сознания собственных заслуг и обаяния, до пустоты кризиса, трусливого бегства, когда мог бы стать хоть на секунду героем, фиглярства, иронии, гнева, слабости, радости, надежды (не в хронологическом порядке пишу, как вспомнилось) в общем – широко сыграна, душевно.

Фильм принёс несколько сюрпризов для меня. Оказывается, это был госзаказ на картину, в которой изобличаются диссиденты, уезжающие на условный Запад по политическим причинам. И от проекта отказались Губенко и Михалков. Ещё, оказывается, на главную роль планировался Смоктуновский. И даже предложили эту роль Баталову, но он сам отверг её, не желая ломать своё амплуа положительного героя (вот это да, а как же слова о «типаже», не им ли сказаны?) Тем не менее, я считаю, что все перемены оказались к лучшему и у нас есть возможность видеть этот потрясающий фильм совсем не об отрицательных диссидентах, но о многом и глубоком другом. Фильм горячо рекомендую, здесь один сценарий чего стоит, все слова безумно вкусно слышать! И видеть счастье большое, оператор тут опять глубокоуважаемый Леонид Калашников.

«Антоний и Клеопатра» 1980г (новый).

 Собственно говоря, это не фильм, а спектакль, который ко времени данных съёмок шёл в театре Вахтангова уже лет 9. То есть вживание в роль у актёров было давним и органичным.

По сюжету Антоний предаётся разгулу и всевозможным любовным утехам с Клеопатрой в Александрии. В то же время его законная жена подняла где-то там мятеж и умерла, правительство в Риме опять меняется, какие-то войны опять начинаются итп, начальство опять призывает к оружию, лишениям и непрестанной службе. А на деле я увидела двух красивых, зрелых людей на вершине своих карьер и отчаянно наслаждающихся своим романом, потому что выше уже просто некуда. Оба нагулялись и нашалились за долгие насыщенные жизни, им уже интересно терпеть игры и выходки только друг от друга и быть уверенным в партнёре, потому что это нескучно, это приносит счастье и вряд ли будет что-то более прекрасное в их жизни дальше. Чудесный дуэт Михаила Ульянова (Марк Антоний) и Юлии Борисовой (Клеопатра).

Ульянов тут горячий, прямолинейный, страстный и немного уставший человек, которому очень хорошо с любимой женщиной, даже когда она его колет кинжалом в мягкое место в ярости. Который по политическим мотивам вынужден жениться на Октавии, сестре Цезаря Октавиана (Лановой), в исполнении ангелоподобной Елены Добронравовой (Катя из «Большой семьи»), но отказался консуммировать брак и продолжающий в подпитии призывать свою драгоценную «нильскую змейку» Клеопатру. Который ни на секунду не забывает от своём плебейском происхождении и то и дело приминает, прилизывает волосы от затылка ко лбу, делая себя ещё более некрасавцем по сравнению с аполлоноподобным Октавианом-Лановым с венцом златых кудрей. Яркий, сочный и очень убедительный образ. Искренне переживала за героя. Кроме того, игра актёра в фильмах и в театре всё таки ощутимо различается, в ход идут совсем иные инструмены, играть на которых нужно раз за разом каждое представление. Поэтому добавила данный спектакль, чтобы вдохнуть новый аромат, как из банки с кофейными зёрнами в парфюмерном отделе.

Хочу так же отметить великолепную работы художнков над этим спектаклем – приглушённые цвета древних фресок, золотые и серебрянные блики от драгоценной царицы Египта, призрачную дымку покрывал Октавии (была ли она вообще или это только идея, греза?), несущие мрак смерти одежды Цезаря, выцветающий на глазах пурпур рубахи Антония… Очень красиво.

Ну, и стоит напомнить, это спектакль с мощной вахтанговской традицией  — играть для космоса, для неба каждый раз. Пусть говорят, что в телезаписях нет магии театра, что не передаётся даже малая толика того живого энергетического взаимодействия и сосуществования со зрителем, ну а что делать-то? Пусть тогда будет как поход в музей, там тоже кому надо – всё придёт, всё поселится в душе и сердце, хоть палитру художнику не держал, краски не тёр и не пил с ним. Просто огромная благодарность за возможность увидеть живых и удивительных актёров, играющих вечные истории.

«Транзит» 1982г (смотрела пару лет назад).

Грустная история о том, как за минуту (или одну ночь) можно прожить с человеком всю жизнь. Содержание фильма несколько перекликается с «Темой» Панфилова – тоже столичный статусный человек-подарок (Ульянов) попадает в глубинку и не вписывается туда. Ну да и цели вписаться не было, это же транзит, проездом из Москвы через сибирский индустриальный Унгур в жаркую африканскую страну Мали, где есть возможность всё таки стать вторым ЛеКорбюзье и вписать своё имя в историю мировой архитектуры.

 Герой Ульянова, важный архитектор Владимир Багров случайно-неслучайно знакомится на вокзале провинциального городка с очаровательной грустной женщиной Татьяной (Неёлова) и практически напрашивается к ней в гости на чай после долгой прогулки по зимнему обшарпанному городку, где всё друг друга знают. Мало того, что приходится здороваться с каждым прохожим, еще и гости непрошенные заявляются, тоже вроде как транзитом – шли на свадьбу в соседнюю квартиру и вот завернули и подруги (Симонова и Зайцева), и отчим бывший-небывший (очень яркая и интересная работа Михаила Глузского), и жених, очень положительный и перспективный, даже депутат (Филозов). И Татьяна совершает поступок – оставляет гостя у себя. У неё есть огромное горькое горе, которое даёт право на побег из бесконечной езды по кругу.

 Если поначалу Багров хотел реально с приятностью скоротать своё время в этой дыре, то к утру Владимир и Татьяна мучительно пытаются растянуть эти последние минуты короткого счастья, когда можно не притворяться, не быть хамом в самозащиту, не прятать свои чувства и говорить искренние слова, а не то, что полагается говорить в таких случаях. Но стоянка поезда — всего одна минута.

У фильма есть огромный плюс – он поставлен по пьесе Леонида Зорина, он же автор сценария («Покровские ворота», «Добряки», «Царская охота» к примеру и ещё много пьес), то есть слушать и слышать слова здесь — истинное удовольствие. Постановка – Валерий Фокин, вполне заслуженный театральный и немного кинорежиссёр, народный артист. В фильме есть множество ироничных и тонких находок и деталей (мои любимые моменты – немая сцена фотографирования на свадьбе и самое начало фильма с самолётной темой о двух сторонах). Очень красноречиво подобрана музыка — воркующая Шульженко с «мне всё кажется, кажется» к размышлениям Багрова об иллюзиях, то частушки, то страдания за стенкой на свадьбе, пока герои чай пьют, «ой, беда-беда, в огороде лебеда» к визиту жениха-Филозова, да и инструментальные иллюстрации Дашкевича просто замечательные. Но фильм мне показался несколько более, чем нужно на самом деле, растянутым на две серии с таким наполнением.

Об игре Михаила Ульянова – крепко, уверенно сыгранная роль ещё одного важного человека с его слабыми и сильными сторонами (как в «Частной жизни», «Личном счастье»). Есть эмоциональные взрывы, желчь, ехидство, хамство, унижение от презрения (ага, немножко, но есть), превосходство, мечтательность, ответственность, нежность, любовь итд. Палитра разнообразна и сочна, есть чем полюбоваться. Но нет того напряжения от просмотра роли, как в «Братьях» или «Теме». И всё таки, фильм мне нравится.

«Без свидетелей» 1983г (смотрела пару лет назад).

В двух словах – незванный бывший муж в который раз пришёл в свой бывший дом. А многими словами пересказывать содержание не имеет смысла, потому что это нужно видеть и слышать. Самый камерный и необычный фильм Никиты Михалкова, два человека в двух комнатах. Самый сильный психологический триллер в его фильмографии. И, как справедливо отмечают, его последний киношедевр.

Одна из самых офигительных (простите мне мой французский, тут вообще другое слово в превосходной степени напрашивается, но с февраля такое в сети писать низя) ролей Михаила Ульянова. Это дикое, неистовое, рассыпающее ядовитые иглы и камни, сверкающее яркими молниями и цветочками, облако ярости, мерзости, сиропа и пустоты. Вторая роль, кроме Дмитрия Карамазова, от которой буквально трясло от просмотра и сопереживания не ему, а героине Ирины Купченко. Когда полфильма смотришь на пассивную агрессию, захват и выдавливание с территории героини, даже попытку изнасилования (дык это всего лишь цветочки, да) и только со второй половины фильма начинается настоящий кровавый психологический триллер.

 «Неужели можно жить так просто? Но это же не по правилам, это не по-человечески, ну как же так?!..» Роль невероятного накала и филигранного мастерства. Когда смотришь – приличный человек в очках, на Билла Гейтса чуть похож, а по характеру – смесь Фёдора Павловича Карамазова и Смердякова что ли… с дробовиком в руках.

Было любопытно пофантазировать, а если бы эту роль сыграли другие актёры? Если бы Никита Михалков сыграл, то героине смерть была бы обеспечена скорее всего. А если бы Филозов? Или даже вышеотказавшийся от «Темы» Баталов? Или Лавров? Или Ефремов?

Подытожу – ещё один фильм не под чаёк, снимал великолепнейший Лебешев, пасхалка михалковская – увидеть Эдуарда Артемьева не в свитере, а во фраке с бабочкой на титрах начала фильма. Всё обалденно, всем браво!

«Дом под звёздным небом» 1991г (новый).

Этот фильм считается завершающим трилогию Сергея Соловьёва «Асса»-«Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви»-«Дом под звёздным небом», года создания 1987, 1989 и 1991. Чтобы хоть чуточку проникнуться и понять эту фантасмагорию нужно хоть чуточку пожить тогда и помнить, что вообще происходило вокруг. «Дом» изобилует знаками времени и жёсткой сатирой, где не полунамёками, а вполне себе полной пригоршней всё отсыпается вдоволь. Я даже кратко содержание пересказывать не буду, потому что это совсем не нужно, честно. Фильм многослойный и даже если у создателей не было официально декларированных целей, у зрителей всё равно появятся свои личные хлебные крошки для определения правильного пути  к индивидуальному восприятию и пониманию.

Михаил Ульянов здесь играет академика Башкирцева. Роль не так чтобы уж очень широкая и глубокая, но ключевая. У меня сильные подозрения, что Ульянов здесь присутствует ради самого такого явления кульуры как «Михаил Ульянов» — друг Кирилла Лаврова, сыгравшего ракетоконструктора Андрея Башкирцева (у которого прототип Сергей  Павлович Королёв), в кадрах чёрно-белой кинохроники Башкирцев-Ульянов и вовсе похож на Королёва в той пёстрой рубашке и мягком пиджаке; — народный депутат СССР, выступавший на съездах и заседавший в президиумах, отрывки реальных теленовостей тоже успешно складывают свой узор в общей мозаике фильма; — семьянин, уже которое десятилетие живущий в любви и согласии с супругой Аллой Парфаньяк, которая (вот неожиданность!) играет супругу академика Башкирцева; — советский человек мира науки-искусства-созидания, который присутствует при развале всего – политического строя, железного занавеса, идеологии, веры в будущее, земли под ногами, семьи итп; — талантливый, опытный и смелый актёр, с которым успешно создан фильм ранее… Так что вклад в фильм был удачным, весомым и необходимым.

Я могла бы долго и с удовольствием расписывать замеченную мной символику фильма, но это действительно займёт очень много общего времени, можем создать отдельную тему для дискуссии, если будет желание. Но отметить взаимопроизрастание персонажей, музыки, деталей с другими фильмами и произведениями всё же попытаюсь.

Герой Михаила Ульянова, убиваемый болезнью изнутри на фоне процесса напряжения и разрушения в «Егоре Булычове…», в данном фильме гибнет от уже внешних причин на фоне процесса  напряжения и разрушения. Провозглашающий «Перемен!» Цой уже не в кадре, а по причине отстуствия на физическом плане всего лишь голос, поющий «Кукушку» в самом начале. Феерический талисман всего земного и потустороннего Баширов здесь восхитительно ярок – одновременно Есенин и Шариков на юбилее академика, мужчина-женщина в заграничном метро, в огне негорящий и в воде нетонущий бес из того самого ведомства и прочая, и прочая. Убивший на воздушном шаре дракона Ланцелот-Абдулов станет невинной жертвой, как Толик с прибором, шар улетит без него. Идентифицирующий себя с венцом-природы-человеком именно своей безволосой чистотой породы, тутошний дядюшка Фестер-Костя на волне фильма начинает обрастать шерстью. Мальчик-наследник князя-белогвардейца в «Розе» здесь восходит уже к Рюрику. И ещё многое, многое другое.

Я рада, что посмотрела этот фильм впервые именно к киноигре. Если бы он был увиден в детстве или юности, я бы выучила его с друзьями наизусть, благо практически всё здесь можно растащить на искромётные цитаты, но это было бы не понято так, как сейчас. А нынче, повзрослев и прочитав уйму детских книг с собственными чадушками, я вижу одну огромную параллель с другим произведением. Линия персонажа Михаила Ульянова – это «Хроники Нарнии» академика Башкирцева, именно с тем самым финалом из последней книги Люиса. Вместо волшебного шкафа здесь – подаренный американскими коллегами компьютер. А началось всё, когда Башкирцев в нижнем мире (метро) заглянул прямо в глаза собственной смерти (Баширову), которая  и устроила ему чистилище с уже окончательным переходом. Вот есть Евангелие от Булгакова, есть «Хроники персональной Нарнии» от Соловьёва. «Ни на солнце, ни на смерь нельзя смотреть в упор» Франсуа де Ларошфуко.

У меня снова не получилось написать мало, но смачно, а ведь это только небольшая часть от впечатлений и размышлений. Поэтому подведу итог словами Сергея Соловьёва «Я хочу, чтобы вернулась детская радость – смотреть кино». Радость есть, не смотря на самую кровавую картину этого фильма на экране. А кроме радости ещё и катарсис под «Лебедя исчезнувшего» от самого Борис Борисыча.

«Полубог» 1995г (новый).

Пока дошла очередь до просмотра, этот спектакль удалили с туба и на других ресурсах рамочки пустые показывают! Так что не видела, потому что просто не нашла, где посмотреть (((

«Подмосковная элегия» 2002г (новый).

Самый новый фильм в списке, который я начинала смотреть с некоторой опаской – что в 2000х могут снять с такой актёрской командой? Может каких-то уровней уже не стоит и ждать, сейчас ориентиры на окупаемость и успех, а не на качество и посыл?

Оказался фильм под чаёк, но с положительными сторонами. Фильм, если так можно сказать, для семейного просмотра – и посмеяться, и поплакать, и на мэтров посмотреть, и на красивые свежие лица, и снято приятно, и картинки хорошие – золотая осень, ручей, особняк, красивая архитектура города, вечерняя Москва, белая зима, уютные сервизы в шкафах и на столе. Собачки опять же, ну всё собрано для приятности зрителя. Сюжетные повороты присутствуют, нет провисаний. Вкусные детали – выбор «одной, только одной!» рюмочки под водочку, сигаретная стрельба (да и вообще пикировки двух этих дядек самые вкусные во всём фильме), романс от брутального рокера, прилипчивые рученьки Светланы Немоляевой, прекрасно знающей, как Ульянова это бесит)))), очаровательный студент Миша в костюме с галстуком, будто из далёких 50-60х годов, уже ставшие милыми профдеформации у старшего поколения.

Что не понравилось – присутствие откровенных штампов; очень неприятная дикция у младшего поколения актёров (они же учатся годами владеть речевым аппаратом, это же их профессиональный инструмент, блин! где это всё?); очередное педалирование злободневных и актуальных тем; очень, вот просто очень дешевит музыкальное оформление на синтезаторе, или как там этот инструмент называется. Ну нет денег на оркестр – ну сыграйте вы эту мелодию на рояле или гитаре! Почему игра на пианино персонажей фильма приятнее уху, чем композиторский официальный саундтрек?

Фильм, по моему мнению, — бенефис Михаила Александровича Ульянова, великого советского и русского актёра, который ирает великого советского и русского актёра Сергея Черкасского. Человека-короля, который всю жизнь живёт своей любимой профессией и окружают его в фильме скорее типажи, чем просто люди – жена-героиня, желчный сосед-резонёр, герой-любовник на два фронта, инженю и тому подобное. Всё крутится вокруг него, пока он сам крутится вокруг своего любимого дела – работой над ролью, в данном случае король Лир, позже — Фирс. Ну, и чтоб совсем не скучно стало, шекспировские страсти в профессии переплетаются с житейскими страстями и проблемами. Для Михаила Ульянова этот бенефис стал успешным и блистательным, но по-другому быть уже и не могло вовсе.

Понравились твисты с фильмом «Без свидетелей» — Ирина Купченко там играла бывшую жену Ульянова, а здесь она – его дочь; в фильме Михалкова не терпящий конкуренции даже с пластинкой или телеком герой Ульянова во всё горло распевает, с усердием вытягивая высокую ноту, в этом фильме – седые дядьки (да что душой кривить, деды уж) Ульянов и Сергачёв распевают песню на импровизированном представлении, Ульянов вновь берёт и самозабвенно тянет ноту)))

Вцелом, фильм скорее понравился, но я с бОльшим удовольствием пересматривать буду тяжёлую драму «Антоний и Клеопатра», чем этот. Вот, как-то так.

А теперь я постараюсь пояснить причину моей многословности в данной киноигре. Честное слово, так много смотрится и пишется не для того, чтобы выпендриться или показать, что «гораздо лучше кого-то там», нет! Понимаете, я в детстве была уверена, что Михаил Ульянов – это прежде всего «Председатель» и товарищ Жуков, настолько иконописные образы завоевали всё пространство восприятия. В юности были другие интересы, позже – другие заботы, когда кинушка нужна больше для отдыха. А сейчас очень отчётливо понимаю, что если для некоторых фильмов есть вероятность быть увиденными, то для иных это практически равно нулю. И если я не посмотрю и не обдумаю некоторые фильмы с таким прекрасным поводом, как киноигра, то это не произойдёт никогда. Ну не любитель я творчества Горького и по доброй воле это смотреть не буду. И очень зря, как оказалось, потому что умелыми руками и умами Горький может быть неожиданно и потрясающе воплощён. И Ульянов не чеканно-жёсткий маршал всего и председатель всея, а очень многогранный, пластичный, отважный, разный и просто обалденный актёр во всех своих работах от народного героя, до последнего мерзавца. И я старалась подобрать фильмы для просмотра, которые максимально широко показывают его актёрский диапазон, профессиональную смелость, отсутствие спеси потерять своё выигрышное амплуа, любопытство к новому, а значит новые возможности рости в мастерстве… Если ему дают пространство выполнения задачи, он выкладывается полностью. Он – действительно культурное явление, а не просто высокопрофессиональный лицедей. И низкий поклон ему за всё.

Спасибо за внимание и понимание!

Источник