Лина Кавальери

Чем еще могут заняться сплетницы осенним вечерком, как ни обсуждением очередной красавицы?

Красавица моя сегодня горячая, пылкая итальянка, с которой познакомил меня вскользь Феликс Юсупов на страницах свoих мемуаров. И не смотря на более чем столетний ее возраст, я думаю нам, сплетницам, будет что обсудить. 

Знакомьтесь — Лина Кавальери:

Лина Кавальери

Информация о рождении, детстве и ранней юности Лины отличаются в русскоязычной и англоязычной википедии. Я думаю она сама немного напустила тумана о своем прошлом, поэтому я взяла что-то из одного источника, что-то из другого и слепила на свой вкус. Так что не требуйте точности, читая ее раннюю биографию, она получилась не такая стройная, но не будем заострять на этом внимание. Гораздо интересней ее последующая жизнь, где фактов намного больше. 

Наталина Кавальери появилась на свет в Рождество 25 декабря 1874 года в Риети, что в 80 км от Рима, в бедной семье. За свое праздничное рождение при крещении получила имя Наталина (Natalina). Родители Лины умерли, когда ей исполнилось 15 лет и ее направили в Римский Католический приют. Строгие приютские правила и распорядок пришлись нашей строптивой Лине не по душе и при первой возможности, она сбежала со странствующей театральной группой. Лина работала упаковщицей газет в типографии, помощницей у портнихи, продавала на улицах цветы. С 1887 г. начала понемногу выступать с исполнением песенок на улицах и в маленьких кафе в Риме. С 1888 г. начала принимать участие в конкурсах красоты.
В апреле 1894 г. впервые выступила на сцене, в маленьком театре около Пьяцца Навона, в Риме.

Лина Кавальери

В 1895 г. выступала в программах Цирка-Варьете в Риме, в кабаре «Эльдорадо» в Неаполе, — с программой народных (преимущественно неаполитанских) песен.

В 1896 г. выступала в Неаполе в известном «Салоне Маргерита» и в Париже, в кабаре Фоли-Бержер, танцевала и исполняла итальянские песни под аккомпанемент оркестра, состоящего из женщин, играющих на гитарах и мандолинах. Лина Кавальери пела в основном на французском языке, «соединяя итальянскую простоту с французским шиком». Как танцовщица уступала другим актрисам, но критики отмечали «детскую простоту» её танцев. Пела в кафешантанах, мюзик-холлах, увеселительных садах, кабаре и других подобных заведениях по всей Европе.

Лина Кавальери

Лина Кавальери входила в круг французских танцовщиц и певиц, более известных как куртизанки «Прекрасной эпохи», Belle Epoque: Клео де Мерод, Каролина Отеро, Лиана де Пужи, Эмильена д’Алансон. Современники отмечали, что вокальные данные Кавальери были скромными. Успех принесла ей исключительная красота, известная больше ею, нежели музыкальным дарованием, Кавальери стала одной из самых фотографируемых звёзд своего времени. Ее именовали «самой красивой женщиной мира». Кавальери снималась для рекламы, став самой популярной фотомоделью своего времени. Сотрудничала с фотографом Леопольдом — Эмилем Рутлингером, снимавшим также других популярных певиц и танцовщиц. Прежде всего, имели огромный коммерческий успех карточки (открытки) с её изображением: один из петербургских продавцов в начале 1900-х гг. утверждал, что продал около миллиона открыток с изображением Кавальери.

 

Винтажные открытки с изображением Лины

В 1897 году Л. Кавальери получила первый контракт в России. Она появилась летом 1897 года на сцене ресторанa «Крестовский сад» (наб. Средней Невки, №2, собственность купца Хабибуллы Ялышева), как знаменитая певица и красавица, произведшая фурор в парижском «Фоли-Бержер». Публика ломилась на представления с ее участием, а сама итальянка имела шумный успех. «Я много путешествовал по Италии, — писал петербургский журналист, — но таких изящных итальянок, как Кавальери, редко видел. Это итальянка парижская, которая сумела соединить итальянскую простоту с французским шиком».

Лина Кавальери 

Действительно, несмотря на свое «низкое» происхождение, она обладала необыкновенно благородными чертами лица, величавой и в то же время изящной фигурой. К тому же она разительно отличалась от бойких парижских шансонеток грацией, детской простотой и наивностью. В этом же году Лина Кавальери знакомится с Князем Барятинским.

Князь Александр Владимирович Барятинский (22 мая 1870 — 8 марта 1910) — штабс-ротмистр

Князь Барятинский был одним из богатейших людей России, что позволяло ему вести роскошную и сумаcшедшую жизнь. Ha отношения с прославленной красавицей Линой Кавальери он не жалел никаких средств.

Александр Владимирович Барятинский (слева)

Лина стала жить на два города, в Париже и в Петербурге. По настоянию Барятинского, поддерживавшего её талант, Лина училась пению бельканто у петербургских педагогов, в том числе у жившей в Петербурге с 1888 г. знаменитой певицы Маддалены Мариани-Мази.

В 1898 г. Лина выступала в Петербурге и в Москве, подписав контракты с петербургским импресарио Георгием Александровым на выступления в каменном театре увеселительного сада «Аквариум» на Каменноостровском проспекте и с московским импресарио Шарлем Омон на выступления в саду «Аквариум».

Летом 1901 года впервые дебютировала на оперной сцене в роли Виолетты в опере Дж. Верди «Травиата», в Санкт-Петербурге, в театре «Аквариум», заслужив похвалы Л. В. Собинова. Кавальери выступала в составе французской оперной труппы, собранной импресарио Раулем Гюнсбург; в этот же сезон с этой же труппой она выступила в роли Мими в «Богеме» Пуччини, и в роли Маргариты в «Фаусте» Гуно.

Лина Кавальери

Лина Кавальери. Портрет кисти Джованни Болдини, примерно 1901 год

В 1901 г. Александр Барятинский заказал в Париже, у итальянского живописца Дж. Больдини портрет Лины Кавальери. Его увлечение Кавальери было столь серьезным, что он просил у императора Николая II дать ему разрешение на женитьбу на ней. Родители Барятинского сделали всё, чтобы брака не случилось. Летом 1896 года они уже пережили очень крупную семейную неприятность, их младший сын Владимир тайно женился на актрисе Яворской. Подобный брак наследника всего майората князей Барятинских дискредитировал бы всю семью. Александр Барятинский подчинился воле родителей и императора. Причиной высочайшего отказа стали, прежде всего, законы того времени: офицер в случае женитьбы на «кафешантанной певице, имеющей незаконнорождённого семилетнего сына» был бы вынужден подать в отставку, кроме того, А. В. Барятинский принадлежал к одной из знатнейших русских фамилий и не мог дискредитировать семью подобным браком. Получив высочайший отказ, в 1901 г. князь А. В. Барятинский женился на светлейшей княгине Екатерине Александровне Юрьевской (1878—1959), внебрачной и узаконенной дочери императора Александра Второго.

Светлейшая княжна Екатерина Александровна Юрьевская (1878—1959), замужем за князем Александром Владимировичем Барятинским, а после — за князем Сергеем Платоновичем Оболенским-Нелединским-Мелецким.

Это стало для Лины сильным потрясением: не смотря на красоту и известность, двери в высшее общество перед ней закрылись. Немного утешить Лину могли только подарки ее любовника. Многомиллионное состояние князя Барятинского позволяло ему дарить Кавальери лучшие драгоценности: по заказам Барятинского петербургские ювелиры К. А. Ф. Гани Карл Иванович Бок изготовили «парюр из изумрудов, стоимостью 150 тысяч рублей… и рубиновый гарнитур стоимостью 60 тысяч рублей», преподнесённый Кавальери князем 26 августа 1898 г. на её бенефисе в театре «Аквариум». Три нитки редкого жемчуга, заказанные Барятинским у Карла Фаберже, оценивались в 180 тысяч рублей. «Петербургская газета» от 6 дек. 1899 г. отмечает, что на открытии ресторана «Медведь» «на итальянской красавице было надето бриллиантов, по самой скромной оценке, тысяч на двести». 28 апреля 1906 года харьковская газета «Последние новости» отмечает, что на выступлении Кавальери в Харьковском театре в опере «Травиата» «Виолетта была увита драгоценностями на сумму свыше трех миллионов рублей».

Лина Кавальери 

Кавальери продолжила карьеру в театре Сан-Карло в Неаполе, в Гранд-Опера в Париже, в театре Ковент-Гарден в Лондоне с 1906 г, а также в театрах Монако, Лиссабона, Неаполя, Равенны, Палермо, Флоренции, Варшавы, Москвы, Харькова, Петербурга и в других городах. В сценический репертуар певицы входили, кроме «Травиаты», «Фауста», «Богемы», роль Сантуццы в опере «Сельская честь» П. Масканьи, роли Таис, Манон и Федоры в одноименных операх Ж. Массне, Флория Тоска в опере «Тоска» Пуччини, Стефания в опере Массне «Сибирь», Недда в «Паяцах» Леонкавалло и другие. Вслед за Хариклеей Даркле Кавальери стала одной из первых звёздных исполнительниц оперы Пуччини «Тоска».На протяжении своей карьеры Кавальери пела с другими великими оперными певцами, такими как итальянский баритон Титта Руффо и баритон Маттиа Баттистини, в период 1892-1916 гг. певший в России на протяжении всех 23 сезонов. Наиболее известны его совместные выступления в партии Скарпиа с Кавальери в партии Ф. Тоски в опере «Тоска» Пуччини.

Лина Кавальери 

В 1904 году Кавальери пела в Опере Монте-Карло.

В 1905 году в театре Сары Бернар в Париже Кавальери выступала вместе с Энрико Карузо в опере Умберто Джордано «Федора».

В марте 1906 г. исполнила партию Таис на премьере оперы Ж. Массне «Таис» в Мариинском театре, выступала в Оперном Театре Зимина в Москве.

В конце 1906 г. вместе с Э. Карузо Кавальери отправилась в Нью-Йорк, дебютировав со своим исполнением в Метрополитен-опера 5 декабря 1906 года.

Лина Кавальери 

По словам Кавальери, Барятинский так и не смог смириться с ее потерей: «Саша подчинился воле Двора, как всякий военный обязан подчиниться приказаниям старшего по званию. Его душа окаменела от горя, он был похож на дерево, лишившееся корней…» Он снова начал пить, как будто с помощью алкогольных паров хотел создать иллюзию, что его дорогая Линочка попрежнему рядом с ним, своеобразно используя внешнее сходство жены с Кавальери: «Он одевал ее так же, как одевалась я. Он заставлял ее пользоваться моими духами. Он давал ей ласковые имена, которыми называл меня. А я в то время была далеко, в Америке, исполняя роль «самой красивой женщины мира». Лина появилась еще раз в его жизни, когда чета Барятинских приехала в Париж, где жила Кавальери. Екатерина, которую Лина в мемуарах называла «второй княгиней Барятинской», повела себя умно – подружилась с певицей и часто с ней встречалась. Подруги и Барятинский нередко появлялись втроем в парижской Опере. В 1910 году Александр Барятинский скончался во Флоренции, ему не было и 40 лет.

Лина Кавальери 1900

В 1907—1908 гг. Кавальери пела в Метрополитен-опера в течение двух сезонов, в 1907 году выступала с Карузо в «Манон-Леско» Пуччини.

Живя в США, Кавальери очень много позировала фотографам — для почтовых карточек, для журналов и рекламы всевозможных товаров, от парфюмерии, кондитерских и табачных изделий, одежды до граммофонов. Рекламная деятельность приносила ей немалый доход.

В 1908 г. впервые вышла замуж за Роберта Уинтропа Чанлера (1872—1930), члена известной нью-йоркской семьи Астор. Их брак продлился восемь дней, хотя официальный развод состоялся в 1912 году. По слухам, неосторожно подписанный Чанлером с певицей брачный контракт предполагал переход в её собственность значительной части всей недвижимости, принадлежащей семье Астор. Брак Чанлера с Кавальери распался через неделю после заключения, в это же время администрация Метрополитен-опера расторгла свой контракт с Кавальери.

Лина Кавальери 1900

Князь Феликс Юсупов, которого мы тут недавно обсуждали, тоже часто ездил «по Европам», из мемуаров Юсупова мы знаем, что его друг Basil Soldatenkoff — Василий Солданенков, один раз пригласил его в длительную поездку.

Василий Васильевич Солдатенков, Бал 1903 года

Феликс Юсупов пишет о Василии Солдатенкове: «Примечательный был тип: умный, спортивный, обаятельный, необычайно волевой и подвижный. Свой гоночный автомобиль он назвал «Лина» в честь красавицы Лины Кавальери, которую ранее покорил. Женщины сходили по нему с ума. Им нравились его стать, широкие плечи, грубое лицо и его жизнь, как в автомобиле, на всех парах».

Hа гоночной машине Солдатёнков привез Князя из Парижа в Санкт-Петербург.  Позже Солдатёнков женился не на актрисе, а на Елене Константиновне Княжне Горчаковой.

Легендарная «Лина» –                                                       B.B.  Солдатёнков на Renault, 1912 год.
 автомобиль Richard-Brasier 40 CV.  

 Однако любимая «Лина» не подвела Солдатёнкова, много призов и медалeй принесла она своему владельцу. На ней, то-есть на своем Richard-Brasier 40 CV, Солдатёнков 17 мая 1904 года занял первое место в гонках по маршруту Стрельна — Александрвовская — Стрельна (Волхонское шоссе), пройдя 36 верст (38,5 км) за 32 минуты со средней скоростью 72 км/ч.  18 июля того же года на «Верстовых Гонках С.П.Б. Автомобиль-Клуба» там же, на Волхонке он установил новый рекорд скорости России, на своей «Лине» спортсмен прошел одну версту с хода за 36,5 секунд, показав рекордный результат — 99,477 верст в час (101,6 км/ч), тем самым первым в России перешагнул 100-километровый рубеж скорости на автомобиле.

Лина Кавальери, оперная певица и актриса, 1910

9 июня 1911 года пела заглавную партию на премьере оперы «Сибирь» У. Джордано в Гранд-Опера в Париж, a вместе с ней в спектакле пел тенор Люсьен Мураторе.

В 1913 году вышла замуж во второй раз, за французского тенора Люсьена Мураторе (1878—1954). В 1914 г. родилась их дочь Елена, и Кавальери в сорок лет закончила свою сценическую карьеру певицы.

Со вторым мужем Люсьеном Мураторе

После ухода со сцены Кавальери открыла косметический салон. В 1914 году она пишет колонку советов по макияжу для женщины в журнале «Фемина» и публикует книгу «Мои секреты красоты».

«Институт красоты» — салон красоты Лины Кавальери в Париже 1932

В салоне красоты. Мадам Лина Кавальери проверяет работу персонала в ее парижском салоне красоты 1929

Лина Кавальери в рекламе мыла Палмолив

Лина Кавальери в рекламе парфюма

В 1914 г. Кавальери начала сниматься в кино. Впервые она снялась в 1914 году, в главной роли в кино-версии оперы «Манон Леско», которую продюсировал её муж. В 1915 году она вернулась в Италию, но вследствие того, что страна приняла участие в Первой мировой войне, Кавальери вновь отправилась в Соединенные Штаты, где она снялась ещё в нескольких немых фильмах. Последние три из её фильмов были сняты режиссёром Эдвардом Хосе.

В 1927 г. Л. Кавальери развелась с Люсьеном Мураторе и вышла замуж за автогонщика Джованни Кампари (1892—1933).

Сцены из фильма с Линой Кавальери 1910-1920

Овдовев в 1933 году, Кавальери осталась жить в Италии, во Флоренции. В 1936 году выпустила книгу воспоминаний о своей жизни.

Когда началась Вторая мировая война, она работала в качестве волонтера — медсестры. Кавальери была убита прямым попаданием бомбы в дом, где она находилась, в феврале 1944 года во время бомбежки воздушными силами антигитлеровской коалиции, которая разрушила её дом в окрестностях Флоренции.

Джованни Болдини Портрет Лины Кавальери в новой шляпке, Италия, 1901

Портрет оперной певицы Лины Кавальери из частной коллекции, 1903

Портрет Лины Кавальери, наиденный в коллекции П.Кандиани, 1905 

Чезаре Таллоне Портрет Лины Кавальери 1905

Надеюсь я вас не сильно утомила, и у вас остались силы посплетничать о Лине 😉

Спасибо за внимание! 

 

Источник