Басманный суд Москвы вновь рассмотрел ходатайство следствия о продлении домашнего ареста Кирилла Серебренникова — на этот раз до 19 июля 2018 года. Ограничение свободы режиссера, согласно решению от 23 августа 2017 года того же суда, должно было быть снято 19 апреля, но этого не произошло — только что было объявлено, что Серебренников пробудет под домашним арестом еще три месяца.
Cледствие по делу Кирилла Серебренникова закончилось еще в начале года, все обвинения были предъявлены. Со стороны потерпевших — министерства культуры РФ — озвучен иск о возмещении ущерба в размере 133 миллионов рублей (в хищении именно такого количества средств обвиняется Кирилл Серебренников и его коллеги по проекту «Седьмая студия»). Но несмотря на все это каждые три месяца следствие по-прежнему запрашивает продление ареста обвиняемым — Серебренникову, Алексею Малобродскому (бывший директор «Гоголь-центра») и Юрию Итину (бывший глава «Седьмой студии»), — которые не признают свою вину. Обвинение на данный момент строится лишь на показаниях бывшего главного бухгалтера «Седьмой студии» Нины Масляевой, которая признала свою вину и сотрудничает со следствием.
Вот и сегодня, вновь ознакомившись с материалами дела и выслушав адвокатов Кирилла Серебренникова, судья Карпов вынес решение — продлить домашний арест до 19 июля. Заседание и ожидание оглашения приговора продлились несколько часов.
Ваша Честь. Я нахожусь под домашним арестом уже 8 месяцев. Следствие лишило меня возможности работать, вести свой обычный образ жизни, мотивируя необходимость моей изоляции от общества тем, что я могу скрыться, помешать расследованию, оказывать воздействие на свидетелей. Все аргументы следствия для меня были абсурдны с самого начала этого дела. А вот сегодня мы ещё узнали, что никакого преследования сестёр Масляевых не было! А ведь нас из-за этого оставляли под арестом и в тюрьме! Как же так? Я не скрывался и не собираюсь скрываться, так как не совершал никакого преступления. Я не мешал и не мог помешать расследованию. Более того, с самого начала следствия я с ним активно сотрудничал и рассказывал, что и как было устроено на проекте «Платформа» в силу своей осведомленности.
— сказал Кирилл Серебренников на заседании. Речь режиссера длилась несколько минут: в руках у него было несколько листов бумаги, с которых он зачитывал текст, подробно и аргументированно не соглашаясь с мнение следствия
Я восьмой месяц живу в зазеркалье. Только что закончились гастроли Гоголь-центра в Берлине, где мы показали два спектакля с огромным успехом. Только что кинокартина «Лето», которую мы заканчивали, когда впервые с вами, Ваша честь, встретился в этом зале суда, была приглашена в основной конкурс фестиваля в Каннах. У нас с Гоголь-центром впереди много новой и интересной работы. Но все это, абсолютно необоснованно, проходит в мое отсутствие. Я прошу суд отказать в удовлетворении ходатайства в целом. Я прошу суд, если он все-таки согласиться с просьбой следователей, разрешить мне вернуться к своей нормальной жизни, которая связана с работой в театре, а не с фантомными страхами следствия о моем побеге, воздействии на свидетелей и т.д.
Закончил свое выступление режиссер такими словами:
Я очень горд за свой коллектив , за театр Гоголь-центр, за «Седьмую студию», которые блистательно провели гастроли в Берлине, такой успех у зрителей и критики - это важное достижение всего русского театра. Я невероятно благодарен моей киногруппе, которая в этих невероятных условиях смогла помочь мне закончить работу над фильмом «Лето», который теперь будет представлять Россию в Каннах. Я от всего сердца благодарю моих близких друзей за участие в моей судьбе, я вас очень люблю…но главные слова я хочу сказать моему 84-летнему отцу: Папа, я горжусь тобой, твоим мужеством! Дождись меня, пожалуйста!».
Напомним, что Кирилл Серебренников впервые оказался в эпицентре разбирательства о предполагаемом хищении в мае прошлого года: именно тогда в театр «Гоголь-центр», худруком которого является Серебренников, пришли с обысками, а самого режиссера задержали как свидетеля по делу о хищении государственных средств. Через два месяца он начал проходить по данному делу уже как обвиняемый: в августе его арестовали, забрав прямо со съемок фильма «Лето» о Викторе Цое, отвезли в Москву а после поместили под домашний арест. Тогда сумму похищенных средств определили в 68 миллионов рублей: по словам следствия, эти деньги были выделены в 2011-14 годах автономной некоммерческой организации «Седьмая студия» (она была создана Серебренниковым на основе его курса в Школе-студии МХАТ) на реализацию проекта «Платформа». В январе эта сумма по не озвученным следствием причинам выросла до 133 миллионов рублей.
В общем и целом Кирилл Серебренников находится под домашним арестом уже 8 месяцев. За это время в «Гоголь-центре» вышел спектакль его авторства «Маленькие трагедии», завершился съемочный период его фильма «Лето», и сам Серебренников — без интернета и практически без связи с внешним миром — смонтировал фильм у себя дома на компьтере. Эта картина уже заявлена в конкурсе Каннского кинофестиваля, одного из самых престижных киносмотров мира. В воскресенье Кириллу Серебренникову присудили «Золотую маску» за оперу «Чаадский»; в декабре он был удостоен крупнейшей театральной награды Европы. В феврале он потерял мать, которая тяжело болела: несмотря на просьбы режиссера, следствие не разрешило ему увидеться с мамой, и Серебренников смог присутствовать лишь на похоронах.