Спасибо Skarletty за киноигру с чудесными актерами. И всем участникам за прекрасные посты о наших любимых актёрах.
Мне досталась Евгения Симонова, к которой я всегда испытывала симпатию. В работе над постом я только укрепилась в своём отношении.
Симонова Евгения Павловна родилась 1 июня 1955 года в Ленинграде в семье ученого и педагога.
Дедушку девочки Станислава Венедиктовича Станкевича в 1937 году арестовали, а его жену отправили в ссылку в Каргополь. Отца в 11 лет приютил скульптор Василий Львович Симонов, у которого не было детей и который впоследствии дал ребенку свое отчество и фамилию и вырастил, как родного сына.
Отец окончил в Ленинграде Военно-медицинскую академию и женился на Ольге Вяземской
Через некоторое время после рождения девочки Евгении, семья переехала в Москву, где Павел Васильевич получил работу в недавно созданном Институте высшей нервной деятельности.
Преданность делу стояла для учёного на первом месте, и он, не раздумывая, принял приглашение своего учителя совместно развивать новый институт, который отец Евгении Симоновой впоследствии возглавлял на протяжении 20 лет. Мать Ольга Сергеевна Вяземская преподавала английский язык в педагогическом институте.
В детстве Евгения, по собственным воспоминаниям, не строила особо чётких планов на будущее. Ей нравилось изучение иностранных языков, и будущая актриса серьёзно готовилась к поступлению на филологический факультет, чтобы впоследствии стать преподавателем английского языка, как и мама. Параллельно Евгения занималась музыкой и хореографией. Но в 10-м классе всё изменилось.
Научные изыскания отца Евгении Симоновой лежали в междисциплинарной области, и в то время он был занят изучением психологии творчества. Школа-студия МХАТ пригласила учёного прочесть цикл лекций для студентов, посвящённый этой проблеме.
Евгения Симонова вспоминает, что отец, будучи талантливым учёным, проявлял также интерес к искусству. Его лекции превращались в небольшие спектакли, увлекавшие слушателей. Тогда перед Евгенией Симоновой открылся новый неизведанный мир театра.
Девочка решила попробовать поступить в театральный институт. На этот шаг подтолкнуло и то, что тогда творческие институты набирали абитуриентов в начале июня, а остальные «серьёзные» университеты проводили вступительные экзамены в конце августа, что оставляло Симоновой время поступить на изначально запланированный филологический факультет, если не получится с театральным.
Так получилось, что абитуриентку приняли в Щукинское училище. Женя подавала документы в несколько театральных школ, однако все, кроме Щукинского, ответили категорическим отказом. В годы учебы наставником Евгении Симоновой стал выдающийся советский актёр Юрий Васильевич Катин-Ярцев.
Первые годы в вузе тяжело давались начинающей актрисе. Она вспоминает, что долгое время терзалась сомнениями относительно правильности выбора жизненного пути. Осознание того, что не ошиблась, пришло к Симоновой значительно позднее.
Возможно, другой педагог, менее внимательный к ученикам, попросту отчислил бы застенчивую студентку, которая стесняется выйти на сцену и исполнить небольшой этюд, но Юрий Васильевич уже в те годы сумел разглядеть в хрупкой Жене способности.
Личная жизнь актрисы редко обсуждалась на страницах средств массовой информации. Известно, что писатель и телеведущий Юрий Вяземский («Умники и умницы») приходится Евгении Павловне родным братом. Разные фамилии объясняются тем, что Юрий Симонов решил взять фамилию матери как творческий псевдоним.
По словам старшего брата, в молодости, во время учебы в «Щуке», весь курс сестры побывал у нее дома. А это небезызвестные Леонид Ярмольник, Альгис Арлаускис, Юрий Васильев. Последний стал первым серьезным увлечением Симоновой. Дело даже шло к свадьбе, если бы не знакомство Жени с Александром Кайдановским, в которого, говорят, нельзя было не влюбиться.
Познакомилась Евгения с первым мужем во время работы над фильмом «Пропавшая экспедиция». Кайдановский сыграл в этой картине роль офицера Зимина. Мировую славу артисту принесла главная роль в кинофильме Андрея Тарковского «Сталкер».
В браке с Александром у Евгении Симоновой родилась дочь Зоя Кайдановская, впоследствии тоже ставшая узнаваемой киноактрисой.
После развода с первым мужем избранником Симоновой стал коллега по актерскому цеху Дмитрий Полонский. Этот брак продлился чуть больше года. Сегодня артист известен как голос Вуди Харельсона: Полонский успешно занимается дубляжом иностранного кино.
Евгения Симонова и Дмитрий Полонский
Третий муж Евгении Симоновой — режиссёр Андрей Эшпай, сын известного композитора и автора песни «Москвичи». В 1985 году у пары родилась дочь, пианистка и актриса Мария Эшпай. Сейчас она живет в Дании и много гастролирует по миру. В 2019 году дебютировала как автор музыки к фильму «Скажи правду», который был показан по каналу «Россия-1».
Андрей Эшпай и Евгения Симонова
В начале 90-х Евгения Павловна стала опекуном 13-летней девочки Дарьи Коршаковой. Родная мама Даши — актриса Людмила Коршакова, коллега Симоновой по театру, известна публике по роли в фильме «Калина красная». Она скоропостижно скончалась в 42 года. Встал вопрос об оформлении комнаты на ее дочку. Для того чтобы уладить этот вопрос, Симонова решила взять на себя юридическую сторону дела. Приемную дочь артистка скрывала от поклонников. Однако в эфире программы Андрея Малахова «Привет, Андрей!», вышедшей на экраны в феврале 2020 года, девушка рассказала историю зрителям.
Фильмография Евгении Симоновой включает в себя огромное число фильмов, среди которых самые известные: «Обыкновенное чудо», «В бой идут одни старики», «Афоня» и другие, многие из которых мы видели не один раз.
Я выбрала два, неизвестных мне фильма, и один из моих любимых фильмов «Обыкновенное чудо»
«Дети солнца» 1985г. Реж. Леонид Пчелкин. В ролях: И.Смоктуновский, А. Демидова, Н.Гундарева, Е.Симонова.
«Дети солнца» — фильм по пьесе Горького, написанной в 1905 году. Горький представляет в ней ту глубокую пропасть разделяющую класс интеллигенции и людей из народа.
Евгения Симонова играет Лизу, девушку глубокую и эмоциональную.
Ее героиня живет в поместье с братом ученым химиком Павлом Федоровичем Протасовым (Иннокентий Смоктуновский) и его женой Еленой Николаевной (Алла Демидова).
Первые кадры фильма сразу расставляют акценты: рафинированный барин в красивом кабинете, никак не может сосредоточится на своей работе из-за мычащего пения дворника, чинящего барскую лестницу под окном. Барин делает попытку попросить дворника уйти, но так интеллигентно и мягко, что тот даже не понял, что от него хотят. Тогда барин в отчаянии просит старуху-няньку прогнать дворника, и той удаётся всего парой слов уладить дело.
Эта сцена ярко представляет невозможность диалога между представителями разных классов.
Действие разворачивается плавно, погружая в нравы домочадцев, живущих в своих высших сферах и переживаниях: в философии, в художественном искусстве, в тонких любовных переживаниях и поискe смысла жизни. Время от времени в их идиллическую картину мира врываются простые люди со своей правдой: дворник, старая ворчливая няня, бьющий жену крестьянин Егор, пьяница, прерывающий пустыми разговорами вечер господ на веранде, новая служанка из деревни.Интеллигенты смотрят как бы сквозь них, поверх них, не представляя этих простых людей ни в искусстве, ни в будущем человечества. Эти рассуждения возмущают Лизу, девушку восприимчивую и чувствующую несправедливость и невозможность такого положения людей.
Лиза единственная душа, понимающая, что если не сократить дистанцию между классами, не образовывать людей, то пропасть поглотит уже всех. Но окружение считает Лизу нездоровой и всячески опекает.
Эта пьеса — предчувствие революции 1917.
Евгения Симонова прекрасно справилась с ролью Лизы и ни капли не потерялась рядом с великими именами актерского состава. Изящная, нервная барышня, предчувствует беду, но бессильна что-то изменить. А платья и прически начала XX века очень к лицу героине.
«Долгая дорога к себе» 1982 Реж. Наталья Трощенко, в ролях: Н.Каранчецев, Е.Симонова
Герои фильма — молодожены. Но их семейная идиллия постепенно разрушается, поскольку муж, далекий от творческих мук, ревнует жену-художницу к ее творческим поискам. Не веря в ее талант, он не показывает ее работы искусствоведу, а жене говорит, что они не приняты на конкурс. Все раскрывается, и теперь жена не в силах простить предательства супруга.
Интересная роль Евгении Симоновой. Вначале перед нами жизнерадостная, молодая успешная женщина 80-х, у которой есть все: молодой любимый муж, защищающий диссертацию, хорошие отношения в семье, интересный круг общения, любимое дело, но не все так гладко, как кажется на первый взгляд.
Симонова искренна, естественна в своих диалогах с мужем, в обсуждении своих творческих планов. Ее энтузиазм заражает всех вокруг, кроме самого близкого человека.
Александр, не желая делить Анну с искусством, обесценивает ее способности, и даже идёт на обман.
Примечательно, что режиссер фильма женщина, оттого, наверно, так чутко представляет сложность выбора женщины между самореализацией и хорошими отношениями в семье. Наталья Трощенко сняла всего 9 фильмов, в основном о войне, и с какими звездами: Папанов, Крючкова, Абдулов и другие, a я узнала об этом режиссере только благодаря киноигре.
Симонова убедительна и естественна в этой роли. И сам фильм приятно смотреть: Ленинград, советская научная и творческая интеллигенция, грамотная красивая речь. Евгения Павловна сыграла всю палитру эмоций от полного доверия близкому человеку к опустошению от его предательства.
Героиня решает уйти от мужа, который в неё не верил, чтобы снова обрести веру в себя и потерянное вдохновение.
«Обыкновенное чудо» 1978г. Реж. Марк Захаров. В ролях: Абдулов, Е.Симонова, Е.Леонов, И.Купченко, О.Янковский, А.Миронов и др.
Один из моих любимых фильмов. Каждый раз услышав музыку из него, сердце захватывает в предчувствии чуда. Прекрасная музыка
История создания фильма заслуживает отдельного поста.
В 1978 году Марку Захарову предложили снять для телевидения сказку по пьесе Евгения Шварца.
Захаров решил сделать из пьесы волшебную музыкальную историю с участием любимых актёров — Олега Янковского, Евгения Леонова, Андрея Миронова, Александра Абдулова и многих других. Для создания музыки он пригласил уже проверенных совместными работами Геннадия Гладкова и Юлия Кима, который был в опале и работал под псевдонимом Ю. Михайлов.
Марк Захаров точно знал кого он хочет видеть в главных ролях, но тогда режиссёры были обязаны делать фотопробы и предоставлять их худсовету. Да сам Захаров допускал мысль, что кто-то окажется лучше его кандидата, а в случае с ролью своенравной Принцессы не было даже кандидатуры… На роль пробовались Вера Глаголева, Евгения Глушенко, Лариса Удовиченко, Марина Яковлева и Евгения Симонова, которая и была утверждена.
На роль Медведя режиссёр очень хотел взять Александра Збруева, но актёр не проявил интереса. Начались длительные поиски среди театральных красавцев, которые нечасто мелькали на экране. Главным претендентом считался Александр Курепов, но он не вернулся с парижских гастролей — получил приглашение от театра «Комеди Франсез» и остался во Франции. Когда Захаров пригласил на пробы Александра Абдулова, тот ответил: «С удовольствием, потому что всё равно пробуюсь всегда я, а снимается потом Костолевский.
Эта фраза зацепила режиссёра, и он отстоял Абдулова перед худсоветом, который сомневался, что молодой актёр впишется в команду мэтров.
С Евгенией Симоновой на съёмках всё время что-то случалось. Одну из сцен снимали в песчаном карьере с огромной лужей на дне. Режиссёр попросил Александра Адбулова и Евгению Симонову подойти к этой луже поближе, и вдруг раздался визг актрисы! Сначала все подумали, что это результат какой-то проделки Абдулова, а оказалось, что Евгению начал засасывать мокрый песок. Буквально за минуту актриса ушла по пояс — она пыталась выбраться, а песок от движений начинает затягивать сильнее. Абдулов тянул её за руки, но только проваливался сам. Вытащили Симонову дежурящие на съёмках пожарные.
Принцесса Евгении Симоновой получилась трогательной и эмоциональной. А ее фраза: «Я три дня гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны» стала крылатой. Необыкновенная принцесса, впервые испытавшая обыкновенное чудо любви, запомнилась миллионам зрителям своей искренностью.
Если бы нужно было одним словом описать актрису Евгению Симонову, я бы назвала трогательность.
От аристократки до назойливой «кареглазой» медсестры Катюши из Афони Евгения Павловна сочетает в своих героинях внешнюю хрупкость и внутреннюю силу, что заставляет сопереживать ее героиням.
Наверно в молодости Евгения Симонова являлась заложницей образа лирической героини из-за своей романтичной внешности.
По словам Евгении Симоновой, муж Андрей Эшпай вернул ее в кино. «Андрей вернул меня в кино. У меня был перерыв лет семь. Я сыграла в его картинах: «Дети Арбата», «Событие», «Многоточие». Это был новый Рубикон, потому что у меня были претензии к себе как к артистке в первой половине жизни. А теперь я пришла к какому-то согласию с собой»
Похоже что Евгения Павловна довольна возможностью уйти от образа романтической героини и воплотить на экране новые характеры.
Кадры из сериала «Дети Арбата» 2004
Кадры из фильма «Многоточие» 2006
Евгения Симонова на съемках сериала «Куприн» 2013
Кадр из фильма «Осиное гнездо» 2016
Кадр из сериала «Иван Грозный» 2009
Кадр из сериала «Дело гастронома номер один» 2011
Кадры из фильма «Тайны госпожи Кирсановой» 2018
Евгения Симонова с мужем и детьми
Пожелаем Евгении Павловне здоровья, долгих лет и новых творческих успехов!