Олеся Ива
Будем честны: фотографии гостей Met Gala последние пару лет смотрят ради смеха, а не ради стильных референсов. И целый год мы ждали новых мемов с красной ковровой дорожки — в этом году, кстати, она была бежевой.
Темой бала в 2017 году, как и выставки в нью-йоркском Институте костюма при Метрополитен-музее, стали работы Рей Кавакубо для Comme des Garçons. Интерес к выходам звезд в этот раз вырос: гостям Met Gala 2017 предстояло показать, как они понимают концептуальность. Не говоря о том, что Comme des Garçons — антитеза стереотипно занятиеапильной одежде.
Кавакубо — «the mother of deconstruction». Многие ее работы беспрецедентны: они не имеют рукавов, линий талии, вырезов или даже ткани. Так, коллекция осень-зима 2017 была сделана с использованием промышленных материалов, а не текстиля, а для коллекции Body Meets Dress, Dress Meets Body 1997 года японка просто подкладывала к самым «неэрогенным» местам тела подушечки и выпуклые формы, намеренно искривляя фигуру.
В разговоре о Рей Кавакубо пресса любит повторять, что японка показывает «не одежду, а арт-объекты», достойные музеев современного искусства. Но важно другое — мадам Кавакубо удалось соединить коммерцию и искусство. Дизайнер делает деньги на простых вещах (футболках, носках, духах и кошельках), а славу — на сложных формах. Comme des Garçons — узнаваемый бренд, чья ежегодная прибыль составляет 280 миллионов долларов.
Вещи из коллекции Body Meets Dress, Dress Meets Body 1997 в съемке Метрополитен-музея для выставки Rei Kawakubo / Comme des Garçons: Art of the In-Between
Пройдитесь бегло по ДНК Comme des Garçons и вы увидите, что стоило ждать от гостей Met Gala 2017: черного цвета, новых форм, приемов деконструкции, панк-рока, бугров и дыр. Но все это — старая концептуальность. И кто ее выбрал — проиграл. Концептуальность, как ее видела Кавакубо, — «одежда, которой не существовало ранее». Это постъядерная мода. Это идеи из 80-х и 90-х годов, когда соцети, искусственный интеллект и нейросети существовали только на бумаге, а политическая и экономическая расстановка сил в мире была иной.
Концептуальность настоящего — вещи, которые носят и долго служат. Это одежда, которую легко сочетать. Новая концептуальность должна быть жизнеспособной: практичной, комфортной — как айфон, который заряжается от Wi-Fi. Простые вещи важны и нужны, особенно в век избыточной информации. И они не должны отвлекать от важного: творчества, твердой позиции, осознанных целей, здоровья и бытового комфорта, хюгге, в конце концов.
Вывернутая наизнанку концептуальность, хиросима-шик — то, чем восхищает Рей Кавакубо, и то, что миллениалы научились компенсировать чрезмерным стайлингом, радикальной прической и макияжем. Это концептуальность hand-made, когда историю и стиль можно слепить из подручных средств.
Анна Кливленд, Рианна
И резонанс от серебряной лысины Кары Делевинь получается сильнее, чем выходы Рианны, Трэйси Эллис Росс и жены Фаррелла Уильямса в пластиковых розах Comme des Garçons. Показательно, как мало гостей выбрали вещи Рей Кавакубо. И на скольких они смотрелись органично. Мы насчитали трех человек: Анну Кливленд, Стеллу Теннант и Рианну.
Никто не хочет платить за сложные формы, если это мода. Поэтому даже Comme des Garçons инвестируют в Гошу Рубчинского, самый деконструктивный и модный для хайпбистов бренд Hood by Air готовится к закрытию, а авангардные Назир Мажар и KTZ переживают глубокий кризис.
Женская мода, самая пышная и развитая, на Met Gala снова оказалась слабой. Гостьи разбросали по бежевой дорожке остатки нарядности. Каждая вторая завернулась в штору, тюль и сетку в образе жены олигарха и диснеевской принцессы. Другие показали нам современный мир, который крутится вокруг бега, тела, безглютеновой диеты и реабилитации нулевых. Кендалл Дженнер выбрала платье-сетку и кружевные стринги La Perla, Белла Хадид — полупрозрачное трико, Соланж — пуховик, а Кэти Перри в красной фате Maison Margiela Artisanal распугивала школьников.
Кара Делевинь, Грейс Херцель
Женщины Met Gala вновь подарили массу мемов и стали скучны даже в эпатаже. Он оказался никому не нужен. За вызывающей провокацией и прозрачными платьями скрывается робость, боязнь посмотреть на себя и гардероб свежим взглядом. Настоящей темой Met Gala стало раскрытие новых границ. И в этом преуспела Кара Делевинь. Модель покрасила выбритую голову серебряной краской. Самый смелый женский образ получился у модели Грейс Хартцель в кутюрном Dior: она повторила макияж с показа Comme des Garçons.
Современно и женственно выглядели Джулианна Мур в перьях Calvin Klein by Raf Simons, Зендая с пышным афро и в не менее пышном платье с птицами Dolce & Gabbana Alta Moda и Даутцен Крус в простом платье с открытыми плечами.
Зендая, Даутцен Крус
Однако самыми современными выходами Met Gala 2017 стали мужские: Вирджил Абло пришел на бал в желтой футболке с надписью «Лагерь аэроклуба москита». Ее дизайн — дело рук подопечного Comme des Garçons Джуньи Ватанабе. Джейден Смит — в черной одежде Louis Vuitton с пучком отрезанных дредов в кулаке. ASAP Rocky — в черных джинсах и рубашке Calvin Klein. И самый уставший Фрэнк Оушен — в идеальной белой рубашке и узких черных брюках.
ASAP Rocky, Джейден Смит, Фрэнк Оушен и Вирджил Абло
Почему у мужчин получилось лучше? Ничего не выражать внешним видом — самая концептуальная идея 2017 года. И очень в духе Рей Кавакубо. Как настоящий дзен-буддист, она любит тишину и пустоту. В интервью The Independent в 1995 году Кавакубо заявила, что «смысл для нее в том, что его нет». И как пишут коллеги из The New York Times: «Пока другие дизайнеры учили выглядеть красиво, Кавакубо учила видеть».