Киноигра. Маргарита Терехова

«То есть до меня Миронов, после меня Бурков, а у меня Терехова? Не любит меня ни фортуна ни Скарлетти»- неблагодарная Stavrida при распределении героев Киноигры.

Признаюсь, кроме «Если бы я стреляла в Вас!..» я про Маргариту Терехову больше ничего не знала. Кроме того, эта Киноигра показала моё полное незнание советских фильмов 70- 80хх годов. Скорее всего, именно поэтому творчество моей героини прошло мимо меня.

Маргарита Терехова родилась 25 августа 1942 года в Туринске Свердловской области в семье актёра областного драмтеатра Бориса Ивановича Терехова. Мать, Галина Станиславовна Томашевич — актриса. Позже семья Тереховых переехала в Узбекистан.

Маргарита училась в Москве в Школе- студии Ю. А. Завадского при Театре имени Моссовета. После её окончания в 1964 году стала актрисой Театра имени Моссовета, на сцене которого проработала много лет.

В 1965 году состоялся дебют Тереховой в кино- роль Тани в картине «Здравствуй, это я!» режиссёра Фрунзе Довлатяна.

Маргарита Терехова работала и дружила с Игорем Тальковым. С 1983 по 1987 год игралa в организованном ими театральном коллективе «Балаганчик». 

Тереховой как раз и приписывают романы и с Тальковым и с Тарковским. Но официально Маргарита была замужем три раза: за актёром Вячеславом Бутенко (1964 — 1967 годы брака); за болгарским актёром Савой Хашимовым (1967 — 1969 гг., родилась дочь Анна Терехова); и за режиссёром Георгием Гавриловым (1980 — 1995 гг.). В браке с Гавриловым родился сын Александр Терехов, однако было множество сплетен, что отцом Александра является Игорь Тальков или таджикский предприниматель и политик Сайфиддин Тураев (на этой версии настаивает дочь актрисы). Александр Терехов, кстати, женат на бывшей участнице Виа Гры Татьяне Найник.

С середины 2000-х годов у актрисы начала прогрессировать болезнь Альцгеймера. На данный момент Маргарита Борисовна уже не может самостоятельно передвигаться, не встаёт и не в состоянии узнавать родных, близких, в том числе детей и внуков.

А теперь непосредственно к Киноигре. 

Дневной поезд, 1976 г., режиссёр Инесса Селезнёва

В Москве и Ленинграде живут старые подруги и мечтают о том, чтобы их дети поженились. Но детям уже за сорок, их трудности очевидны и вполне понятны.

Кинопоиск как всегда не блещет описанием. Елизавета Михайловна бывшая ленинградская театральная актриса. Ей 63 года, но она всё ещё подрабатывает вычиткой и набором текстов, чтобы помогать своей дочери Вере, которая живёт вместе с ней. Вера, в исполнении Маргариты Тереховой, женщина немногим за 30 лет, работает в патентном бюро, встречается с подругами и ходит с мамой на все возможные театральные премьеры. И Вера не замужем. У неё есть поклонники, но Вера хочет любить сама, а не только быть любимой или просто женой для галочки. Елизавета Михайловна же хочет мужа для Веры. Любого мужа или почти любого.

И я понимаю, что если бы посмотрела данный фильм, когда мне было лет двадцать, то мама бы меня дико раздражала: не даёт дочке жить спокойно, вечно мужиков подсовывает. Но сейчас я её понимаю. Она не хочет для дочери одиночества. По-моему, ей очевидно, что дочь за внешними шутками скрывает звенящее одиночество. По крайней мере, именно это я увидела в игре Тереховой. Но Вера не хочет идти на компромисс- ей надо именно любить.

И вот, Елизавета Михайловна договаривается со своей старой подругой, живущей в Москве, что они постараются свести своих детей. Сын подруги Игорь должен приехать погостить к Вере и её маме на выходные. Игорю 42 года, он руководит каким-то техническим отделом. И если про личную жизнь Веры до повествования фильма мы можем только догадываться, то про Игоря, которого играет Валентин Гафт, нам прямо говорят- ловелас))

Игорь привык нравиться и флиртовать. Он обаятелен и внешне уверен в себе, у его отработанная схема привлечения женщин. И Игорь одинок. В процессе фильма раскрывается, что Игорь был влюблен в девушку- поэтессу, которая предпочла его друга. После этого, осознанно или нет, Игорь опасается творческих «сложных» женщин. Он берёт Веру в гости к этой своей первой любви Инге и её мужу Гоше. Он хочет показаться там с женщиной, это очевидно. Игорь хочет блистать и обаять как привык. Весь его вид говорит Инге «смотри, что потеряла». Но Игорь отчаянно завидует Гоше и «утереть ему нос» не получается. Весь сарказм Игоря по отношению к Гоше разбивается о то, что Гоша гениальный изобретать. Как говорит Вера, Игорю бы очень хотелось, чтобы Гоша был бездарем, но увы! это не так. Игорь сразу меркнет и озлобляется, о чём Вера ему прямо и говорит. Я бы сказала, что она разочаровывается в Игоре, но по- моему, она и до этого достаточно спокойно к нему относилась. В одной рецензии прочла,что Вера не умеет флиртовать. Но я не согласна. Игорь нарочито внешне романтичнее, Вера же- в душЕ.

В рецензиях очень часто любят писать, что Игорь решает уехать раньше из Ленинграда, потому что «спотыкается о первый камень» в отношениях с Верой и не привык преодолевать трудности и работать над ними. По- моему, всё в точности да наоборот. Это Вера вычёркивает Игоря, после того как увидела его настоящего, язвительного и завистливого. 

Елизавета Михайловна высказывает дочери о её эгоизме и нетерпимости и Вера идёт на компромисс- она провожает Игоря на дневной поезд до Москвы. Думаю, Вере нелегко решиться на этот поступок. Для такой сильной натуры как Вера уступки даются нелегко. Это провожание- фактически второй шанс Игорю. И честно говоря, для меня самый грустный момент фильма. Наверное я как и Вера также хочу отношений без всяких «если». Поэтому, когда Вера выбирает жизнь, а не любовь, меня накрывает безысходность. Да, Игорь уезжает, но скорее всего попытается встретиться с Верой после. Только вот не известно, отречение Веры от своей мечты о любви было минутным порывом после слов мамы или она на самом деле решила, что надо плыть по течению.

Поскольку Киноигра всё-таки об актрисе, то наверное нужно писать о фильмах именно в контексте актёров. Но Маргарита Терехова настолько органична, что я не представляю как её «вычленить» из повествования фильма. В данной картине она не блистательная красавица, а «достаточно симпатична» как говорит Игорь. И достигается это не гримёрами или нарядами, а именно актёрской игрой. Вера не скромна, как описывает её Игорь, она просто как будто смотрит на всё со стороны. И может быть я не остаточно эмансипирована, но я думаю Вера не их тех, кому хорошо в одиночестве. Она всё-таки ждёт своего человека.

Только для сумасшедших, 1991 г., режиссёр Арво Ихо

Медицинская сестра, не молодая женщина, помогает молодому пациенту обрести душевное равновесие, жизнерадостность и мужскую уверенность в себе, за что жестоко расплачивается.

Если раньше Кинопоиск или не попадал с описаниями или проходился по верхам, то здесь он просто отвратительно вводит в заблуждение. 

Про Дневной поезд было невозможно рассказать не описывая подробно содержание фильма. То Только для сумасшедших сложно описать. Медсестра помогает пациенту, пытавшемуся совершить суицид тем, что спит с ним. Как оказывается, это не в первый раз и до этого она проделывала подобное и с другими пациентами. Шокирует, правда? Героиня прямо в больнице занимается занятиеом с неуравновешенными пациентами, у которых проблемы на занятиеуальной почве, пытается вернуть им уверенность таким образом. И все об это знают: персонал больницы, муж. И честно говоря, я была к такому синопсису не готова. Поэтому при просмотре начала фильма сидела с лицом:

Но естественно, всё не то, чем кажется. Говорят, Терехова влюбилась в сценарий Марины Шептуновой. И сценарий этот основан на реальных событиях- на истории московской медсестры. Кем на самом деле является героиня Тереховой медсестра Рита помогает понять название фильма. «Только для сумасшедших» отсылает в Степному волку Германа Гессе, в котором герой романа разделает свою личность на две части: человека разумного и духовного и животного- волка.

Рита считает, что её поступки спасают пациентов. И строго говоря, это так. Она полагает, что как медсестра должна спасать людей, и грех этого не делать. Пускай даже таким нетривиальным способом. Муж Риты только внешне принимает такую жертвенность жены. Взрослая дочь, которая в начале фильма нарочито отвергает условности, оказывается очень неуверенной в себе и лицемерной, зависящей от мнения других, когда правда о матери становится достоянием общественности.

Но несмотря на написанное выше, я Риту совсем не понимаю. В сухом остатке- она спит с больными душевно пациентами. Да, некоторым это помогает, но как показано в конце фильма- только этого не достаточно. Человек не может измениться в одночасье. И может быть обретение мужской уверенности и лучше действует на пациентов чем месяцы терапии. Но если эта уверенность не поддерживается, то люди вновь теряют себя. Так что все поступки Рита совершает для себя. Она «помогает», но тешит животное в этих мужчинах и в себе, а не человека.

НО. Я больше чем  когда- либо в жизнь готова признать, что скорее всего, задумку авторов я не поняла)) Сам фильм, честно говоря, очень тяжёлый для просмотра- долгие экспозиции, молчание. И я думаю, что такое повествование это вина именно режиссёра. Ведь Терехова говорила, что сценарий изначально намного глубже и она часто спорила с режиссёром на съёмках. Возможно, мне не хватило того «глубже», но как мне кажется, пытаясь наслоить смысл, они потеряли то, то хотели сказать изначально.

Зеркало, 1974 г., режиссёр Андрей Тарковский

Да, был на свете человек, который до этой Киноигры не смотрел Зеркало. 

С творчеством Тарковского у меня очень короткие взаимоотношения. В ранней юности я посмотрела «Андрей Рублёв».  И некоторые сцены жестокости меня настолько поразили, что перекрыли всё стальное в фильме. Мне до сих пор иногда снится, как человека казнят, заливая ему расплавленную смолу в горло. Да, вот такая травма детства. Так что по этой странной причине к творчеству Тарковского я не возвращалась. И очень зря, как выяснилось.

Герой картины мучительно боится потерять любовь и понимание близких людей: матери, любимой женщины, сына. И чувствует, что жизнь с каждым днем все дальше уводит их друг от друга. Пытаясь сохранить семью, он обращается памятью к самым сильным впечатлениям своего детства, стараясь в том, детском, мировосприятии найти опору и оправдание своим сегодняшним переживаниям.

Автобиографический фильма Тарковского. Описание Кинопоиска бессмысленно, любое описание бессмысленно. Это визуальное погружение. Невероятная композиция, музыка, раскадровка. Мне сложно представить, сколько времени выставлялся каждый кадр. Фильму больше сорока лет, и он опередил своё время. «Словами всего не передать» говорит герой самого Тарковского за кадром. Я пересматривала этот фильм вчера, чтобы добавить что-то в описание, собрать мысли. Но опять же смотрела только на картинку. Видимо, я слишком поверхностный человек, для меня смысл ускользал, я не могла сосредоточиться, душа автора и режиссёра мне не поддалась через диалоги фильма, потому что каждый кадр это сам Автор.

Маргарита Терехова в фильме завораживающе прекрасна. Персонаж и матери и Натальи, жены Автора, для меня даже внешне разные женщины. Мать как будто всегда в дымке, за размытым стеклом, только с воспоминаниях. И более резкая Наталья. И я сейчас пытаюсь описать не картинку, а то, как Маргарита показала своих героинь.

После просмотренного мне теперь не понято, почему Маргарита Борисовна согласилась на роль Миледи)) Маргарита Терехова сейчас для меня ассоциируется с Кетрин Хэпберн- невероятная красота и талант, к которой я также по при причине абсолютной кинематографической слепоты изначально относилась как просто к красивой актрисе и женщине.

Очень жаль, что из-за болезни Маргарита Борисовна больше не снимается. Сложно пожелать здоровья в такой ситуации, но можно пожелать меньше страданий.

И наконец огромное спасибо Skarletty за Киноигру и организацию. Допинать сплетниц до публикации поста часто очень сложно))

Источник