Основатель Kenzo умер в возрасте 81 года от осложнений, вызванных COVID-19. Вспоминаем знаковые явления, связанные с дизайнером и его брендом.
Кензо Такада родился 27 февраля 1939 года в Химэдзи на острове Хонсю. Отец дизайнера владел чайным домом, а семья надеялась, что Кензо станет литератором. Юноша даже проучился один семестр по этой специальности, но в итоге, к удивлению родных, решил поступить в токийскую школу Bunka Fashion College, где стал одним из первых мужчин-студентов: традиционно сюда шли учиться лишь девушки. Этот смелый шаг был более чем закономерным: увлечение модой Кензо началось в раннем детстве: он шил наряды для кукол сестры и разглядывал страницы модных журналов, мечтая оказаться однажды в Париже.
В 1965 году фантазии воплотились в жизнь. Без денег и без знания какого-либо иностранного языка Кензо переехал во французскую столицу. Вот только впервые оказавшись в городе света, он испытал разочарование: «Я взял такси и подумал: «Какой же Париж серый и унылый. Неужели это был тот самый Париж, столица моды, город, о котором я так долго мечтал? Все это выглядело так удручающе», – вспоминал Кензо.
Тем не менее, вопреки всем возникшим трудностям, дизайнер достаточно быстро добился признания. Уже спустя четыре года после переезда во Францию он открыл свой первый магазин в парижской галерее Vivienne, который назвал Jungle Jap («Японские джунгли»). Ремонт, реставрацию здания и декорирование пространства Кензо взял на себя. Так, например, стены помещения он украсил рисунками, напоминавшими живопись Анри Руссо. В дальнейшем изображения тропических растений, а также обитателей джунглей, нашли отражение во многих коллекциях и сохранились в ДНК бренда даже после ухода Кензо. В 2016 году Kenzo разработали совместную коллекцию с Disney по мотивам мультфильма «Книга джунглей», а в 2018 году заключили партнерство со Всемирным фондом дикой природы, выпустив благотворительную коллекцию Rare Stripes, все средства от продажи которой были перечислены в Фонд спасения тигров.
До 1980-х практически никто не называл дизайнера по имени: Кензо величали исключительно Jap, то есть Японцем. Более того, вплоть до 1984 года его бренд назывался Jungle Jap и был переименован в Kenzo только после выхода компании на американский рынок, где из-за словечка «японец» у Кензо возникло немало проблем. Дизайнер получил повестку в суд от членов Японско-американской лиги, требовавших переименования, поскольку слово Jap напоминало людям о националистских выступлениях после бомбардировки Перл-Харбора. Впрочем, даже под общественным давлением дизайнер принципиально не хотел называть марку своим именем, поскольку был слишком скромным, и в итоге на какое-то время предпочел лаконичное J.A.P.
Умение переосмыслять народные костюмы, являвшиеся одним из главных источников вдохновения для Кензо, стало ключевой причиной его стремительного восхождения на модный олимп. Такого Париж еще не видел: в качестве основы дизайнер брал индийские костюмы, перуанские польеры, испанские мантильи и многое другое и облачал это все в новую, современную форму.
А вот с родной Японией у Кензо были не самые простые отношения: «Раньше мне не очень нравился японский стиль, но я пришел к тому, что крой кимоно – простой и красивый. Кимоно очень повлияли на мою работу», – как-то признался он. За основу дизайнер брал силуэт кимоно и комбинировал его с элементами национальных костюмов других стран. Среди прочего в коллекциях Kenzo было немало и от стиля а-ля рус: например, косынки, напоминавшие павловопосадские платки, безразмерные сарафаны ярких цветов и просторные рубахи вроде косовороток.
Прорывным десятилетием для дизайнера стали 1980-е: в 1983-м он запустил мужскую линию, в 1986-м появились Kenzo Jeans, а также коллекция одежды для подростков. В 1987-м возникло детское направление, в 1988-м стала продаваться парфюмерия и косметика. В этом же году он запустил Kenzo City Women, а в 1992-м сформировал направление товаров для дома Kenzo Maison. «Когда я только запускал бренд, даже не думал, что он станет настолько большим. Я просто верил, что у меня есть идеи, не похожие ни на что другое», – говорил Кензо. Его удивление можно считать вполне искренним: первые коллекции дизайнер отшивал из материалов, которые покупал на блошиных рынках. Таким образом он опередил тренд на апсайклинг на несколько десятков лет, пусть и непроизвольно. Среди прочего имя Кензо связывают с таким явлением, как деструктурированный кутюр.
В числе первых дизайнер начал устраивать показы коллекций ready-to-wear и наравне с Тьерри Мюглером превратил обычное модное шоу в представление, на которое можно было купить билеты. К примеру, с 1978–1979 годов шоу Kenzo проходили в цирковых шатрах, где кроме моделей были и профессиональные артисты. Сам дизайнер появлялся верхом на слоне, а в 1994 Кензо году украсил мост Пон-Неф в Париже тысячами живых цветов. На последнее шоу Кензо пришли более восьмисот человек и еще три тысячи толпились в помещении и на улице. В результате показ даже пришлось прервать на середине, поскольку модели не могли перемещаться в зале из-за образовавшейся давки.
Еще одна заслуга Кензо – популяризация массовой моды. Он говорил, что «мода предназначена не для узкого круга, а для всех». Бренд начал делать коллекции с более бюджетными марками задолго до того, как сотрудничества подобного рода стали популярными. В 1980-е Kenzo выпустили совместную коллекцию с The Limited, а в 1970-х подготовили вещи специально для витрин универмага Macy’s.
В 1993 году дизайнер продал свою компанию концерну LVMH. Еще шесть лет после сделки он отвечал за дизайн, а в 1999-м сделал последнюю коллекцию для Kenzo и полностью отошел от дел. Первым креативным директором, сменившим Кензо, стал уроженец Сардинии Антонио Маррас. В дальнейшем с 2011 по 2019 год за коллекции бренда отвечал дизайнерский дуэт Кэрол Лим и Умберто Леон, а с 1 июля 2019 года должность арт-директора занял Фелипе Оливейра Баптиста.
Сам Кензо, выйдя в отставку, начал учиться играть на фортепиано, брал балетные уроки и переключился на дизайн интерьеров. К тому моменту ему было больше шестидесяти лет. В 2005 году он запустил бренд Gokan Kobo, в рамках которого создавал мебель, посуду и объекты для дома, а также активно сотрудничал с крупным французским ретейлером мебели Roche Bobois.
Автор: Татьяна Пятых для GQ